Винер и Столетов проводили свои опыты примерно в одно и то же время. Столетов показал, что свет взаимодействует с электронами металла как частица, Винер никак процессы зачернения фотоэмульсии с фотоэффектом, естественно, не связывал. Более того, зачернение у него объясняется пучностями стоячей волны, и это вероятно должно означать, что если за слоем фотоэмульсии нет зеркала, то зачернения фотоэмульсии при падении на нее света не произойдет, поскольку не образуется стоячая волна.
Мы уже говорили, что в этом опыте, так же, никак не учитывались законы преломления света для разных сред (стекло пластинки и зеркала, слой фотоэмульсии). И законы отражения тоже в расчет не принимались. Тем не менее, и в опыте Винера эти явления никуда не исчезли.
Одним из животрепещущих вопросов от адептов волновиков является вопрос о том, почему зачернения имеют форму полос. Если свет полосой падал, то и наследить мог только полосами. А причин падать полосой в опыте Винера аж несколько. В качестве источника была угольная дуга, которая уже имеет протяженные размеры. После нее свет проходил несколько щелей, тоже не круглой формы. И наконец, после разделяющей по цветам призмы, свет выходит тоже полосой. Кстати, тут зарыта еще одна закавыка, но о ней чуть позже.
С фотопластинками у нас, как Вы понимаете, напряженка, но поскольку про фотоэффект и Винер был не в курсе, то и мы на этом заморачиваться не будем. Просто полюбуемся на те явления, которые Винер в расчет не принимал.
В качестве источника у нас будет выступать лазерная указка. Зеркало, стеклянная пластинка (как подложка для фотоэмульсии), небольшой угол между ними. Угол, конечно, не одна секунда, зато и расстояния между «пучностями» хорошо заметны. Примерно вот так, только крепить указку нам пришлось прищепкой к обыкновенной настольной лампе. И поскольку фото у нас, собственно говоря, отражения от зеркала, то и изображение несколько «вверх ногами».
Нужно сказать, что никаких пучностей мы не увидим, зато можем лицезреть места отражения на переходах из одной среды в другую. Поэтому длины волн к ширине сред и расстояний до зеркала значения иметь не будут.
1. Свет падает просто на зеркало.
Точек отражения, в этом случае, две: от поверхности стекла зеркала, и от его противоположной поверхности, которая сливается со слоем амальгамы. Поэтому в немного боковом ракурсе отражение несколько вытянутое (снизу -вверх).
2. Свет падает на стекло, которое несколько под углом располагается на зеркале.
Точек «просветления» уже больше, и они заметно самостоятельны. Точка на поверхности стекла, точка на противоположной поверхности стекла, и «точка зеркала».
3. Кроме того, мы добавили еще одно стекло. Оно немного тоньше первого, и из другого места, поэтому есть надежда, что его коэффициент преломления несколько отличается от коэффициента первого стекла, имитируя с этой точки зрения слой фотоэмульсии.
Наших импровизированных «пучностей» стало еще больше.
Но все эти красоты располагаются по вертикали. У Винера пучности зачернения были скорее по горизонтали. Откуда же они там взялись? Чтоб ответить на этот вопрос, вернемся к нашей закавыке, связанной с разделением света на призме.
Дело в том, что «поймать» истинный угол выхода света из призмы не так просто. Каждый цвет выходит под своим углом, собственно, в том числе и поэтому, ширины полос разных цветов разные, когда их проецируют на одну плоскость.
Поэтому допустим, что Винер не очень качественно обеспечил падение света по нормали к зеркалу. Допустим, что случился, все же некоторый угол.
Тогда мы получим более интересную картинку.
И если мы частично закроем поверхность стекла бытовым пергаментом (бумага для запекания), то он окажется подсвеченным снизу нашими отраженно/преломленными «пучностями» (вид почти сверху).
Для такого же опыта с белым светом, у нас несколько интенсивности источника не хватает, тем более, что его пришлось еще выравнивать по траекториям фотонов, но принцип отражения/ преломления и у такого света тот же.
И в общем и целом, у Винера надо не про стоячие волны спрашивать, а спрашивать куда делись из его опыта преломление с отражением, и фотоэффект.