Недавно я прочитала пост моего старого друга в Facebook о том, как он в возрасте 60-ти лет воссоединился с тремя давними друзьями для игры на инструментах и пении любимых старых песен.
Эти четверо мужчин создали группу, когда учились в школе, 45 лет назад. Все четверо очень любили музыку тогда. Но потом трое из них получили образование и выбрали работу, никак не связанную с музыкой. Когда они ушли на пенсию, то решили вернуться к своему хобби и создать группу опять, хотя жили в разных концах города, далеко друг от друга, и в последние годы виделись крайне редко.
В мессенджере я спросила своего друга, почему он захотел вернуть группу к жизни? Ведь музыка его не интересовала столько лет, с самой школы.
На мой вопрос Сергей ответил, что заметил интересную вещь: те интересы и ценности, которые у него были в подростковом возрасте, вернулись к нему сейчас, после 60-ти, и теперь становятся еще более привлекательными, потому что у него появилось масса времени. Музыку он любил всю свою жизнь, но вот руки до нее не доходили…
Как развиваются наши жизненные ценности на протяжении нашей жизни
Еще раньше, несколько лет назад, я читала работу известного американского доктора Морриса Мэсси. Он писал о том, как мы развиваем наши ценности на протяжении жизни. Мэсси предположил, что мы в детстве принимаем ценности наших родителей и нашей культуры. В подростковом возрасте мы начинаем взаимодействовать с другими людьми и знакомимся с альтернативными культурами и системами ценностей. И после этого мы начинаем развивать нашу собственную систему ценностей, объединяя эти влияния извне.
По словам доктора Мэсси, ценности, созданные в подростковом возрасте, являются основой нашей системы ценностей всю нашу жизнь.
Возможно, нам пришлось изменить свои ценности тогда, когда мы начали свою трудовую жизнь, понимая, что наше хобби не сможет нас прокормить. Но сейчас, на пенсии, все по-другому.
Когда мы живем на пенсии и размышляем о том, какова цель следующего этапа нашей жизни, подростковые ценности — это та лупа, которая увеличивает самое значимое в нашей жизни.
Реальность, которую мы можем выбрать
На примере моего друга я получила подтверждение теории доктора Мэсси. Он и его друзья любили музыку, когда были молоды, и теперь, когда у них есть финансы и время, они вернулись к своему старому увлечению, чтобы реализовать его.
Изучение ценностей и интересов позднего подросткового возраста — один из способов определить цель жизни на пенсии. Возможно, в течение вашей карьеры появились другие ценности, которые вас радуют. Их тоже следует учитывать. Но начать надо с того, чтобы задать себе вот эти вопросы:
- Что меня интересовало в подростковом возрасте?
- Что я тогда считал важным?
- Что я всегда хотел сделать или узнать, но никогда не было времени на это?
Ответы на эти вопросы позволят найти занятия, привлекательные для вас.
Иногда эти давние интересы оказываются очень противоречивыми по сравнению с карьерой в жизни человека.
Но в любом случае будьте открыты для неожиданных возможностей. Самое главное - осознавать, что доставляет вам радость. Развитие деятельности, которая удовлетворяла вас в вашей трудовой жизни, или деятельность, основанная на ваших подростковых ценностях, или такая, которую вы нашли в неожиданных возможностях, — все это способы ответить на вопрос: «Что мне делать дальше?»
Что доставляет вам радость на пенсии? Вы решили заняться тем, что вам нравилось, когда вы были подростком? Или нашли что-то новое для себя? Пожалуйста поделитесь своим опытом в комментариях.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: