Найти тему
Евгений Громаковский

Искусственный интеллект и шахматы

Оглавление

Меня зовут Евгений Громаковский, я тренер по шахматам. В своем клубе мы часто говорим о компьютерных шахматах, есть ли в них толк и польза. На самом деле шахматы давно перестали быть игрой только офлайн, гораздо раньше, чем это стало мейнстримом. Первое программное обеспечение по шахматной игре появилось в середине прошлого века. С тех пор человечество спорит, кто лучше играет, живой мозг или искусственный. Об этом много доводов «за» и «против», но сегодня расскажу, как вообще развивались компьютерные шахматы.

Новый вид досуга

В 1951 году математик Алан Тьюринг прописал первый шахматный алгоритм для #ЭВМ. Мотивом послужило желание отдохнуть и в то же время изучить разум. Ученые тогда отрицали поиск лучшего хода на практике, а с компьютерами он теоретически существовал.

Первую компьютерную игру создали разработчики Лос-Аламоса на компьютере MANIAC 1. Тогда искусственный интеллект играл на маленьком поле 6×6. Пробовали играть с компьютером два человека, сильный и слабый игрок. Первую партию компьютер проиграл, а во второй победил на 23 ходе.

В 1958 году математики разработали новый алгоритм, который до сих пор лежит в основе крупных программ по шахматам. Его назвали #«альфа-бета-отсечение». В основе алгоритма — уменьшение веток уровня поиска.

Соревнования между компьютерами

С развитием технологий появились новые машины и программы. В конце 60-х провели первый матч между компьютерами на уровне третьего шахматного разряда. Еще через семь лет в Швеции состоялся первый чемпионат мира среди компьютерных программ. В ней выиграла программа «Каисса» от Института теоретической и экспериментальной физики.

Алгоритм на уровне профессионала вышел в 1983 году. Тогда же был создан первый компьютер специальной для игры в шахматы.

Компьютер или человек?

Первый матч между машиной и человеком состоялся в 1994 году. Тогда российский чемпион мира Гарри #Каспаров сыграл против программы Fritz 3. Первый матч проиграл человек, но второй матч Каспаров смог обыграть машину.

Самое громкое событие в 90-х — проигрыш Каспарова в турнирных условиях компьютеру Deep Blue со счетом: 3 ничьи, 2 победы и 1 поражение. С тех пор искусственный интеллект стал сильнее человека в шахматах.

Новая революция компьютерных шахмат

В 2017 году произошел новый бум компьютерных шахмат. Компания #Google разработала нейросеть AlphaZero, которая самообучалась, играла сама с собой тысячи партий и прокачивала сама себя. Теперь нейросеть имеет самый высокий шахматный рейтинг, сочетая в себе отсутствие человеческого фактора и непрерывное обучение.

Принцип работы шахматной нейросети
Принцип работы шахматной нейросети

Есть ли человеку смысл играть в шахматы?

Я считаю, да. хоть машины играют совершеннее, Огорчает ,что немного уходит на задний план творческая составляющая игры, но всегда есть варианты. Например, #шахматы Фишера, где просчитать всю партию не сможет даже искусственный интеллект.

Зато мы теперь даже в эпоху удаленки можем постоянно тренироваться и оттачивать мастерство, играя с компьютером. Мои ученики так не теряют хватку и могут посмотреть анализ партии даже дома.

-3

А вы как относитесь к электронным шахматам?