Всем Доброго Аудиофильского!
Знаете эту историю? Есть тут среди нас инженеры-антиаудиофилы.
Они говорят, что усилитель, как и источник и колонки, не должен ничего от себя вносить. Никакого окраса звука и т.д.
Но сейчас будет жестко. У меня есть комментаторы. И некоторые из них мне запомнились, именно этими утверждениями.
Но вот однажды я написал про систему динамического подмагничивания. И описал, что помимо расширения АЧХ по верхам, она еще и вносит некоторый окрас на них.
И вот тут понеслась. На меня накинулись эти же имена. Причем с фразами вида "Ставил СДП Сухова на Электроника 004, так он у меня на 9й скорости переигрывал 19ю без СДП".
Ну молодец!!! Красавчег!!! Что тут сказать?
Аудиофильский окрашенный звук от оригинального не только не отличил, но еще и признал лучшим!!!
КрасаУчеГ!!! Наш Человек!!!! Ну в смысле уши нашего человека на голове стоят.
А голова еще чужая.... Не дозрела до Аудиофильства малька.
***
Так это половина проблемы. Они еще в этой Электронике, которую я признаю аппаратом высокой достоверности копии с катушки на катушку, меняли усилитель воспроизведения, на усилитель Сухова на дискретных элементах - и тоже слышали значительное улучшение звучания!
Ну я уже не буду тут уточнять, как звучит этот Суховский усилитель. Эти антиаудиофилы, уже признав звук с СДП лучше, чем достоверный во всем признались!
Ну вот не сышали они как на самом деле тарелки звучат, и какой на самом деле в студиях звук Саунд-режиссер делает.
Не знают они как Достоверный от Аудиофильского отличить. Для них Аудофильский лучше Достоверного звучит. Но признаться они в этом сами себе не могут.
***
Но тут какая вещь. Ведь на самом деле Аудиофильство зародилось как раз как система маскирования искажений.
Ну тех, с которыми было или невозможно справиться, или с которыми было очень дорого бороться, а нужно было выпустить массовый продукт.
И тут бы по идее этим инженерам как раз и разбираться как следует, что это такое и зачем нужно. И с чем это едят и как правильно приготовить.
Ну просто, чтобы понимать, как делать массовые доступные изделия. А не Олимпы по косарю. Рублей по 50 можно? Ну чтобы как за границей за пол-зарплаты аппарат? Не? Нельзя? Навыков не хватает?
Вот в рамках этой движухи сегодня и будем разбираться с тем, что же и как в Катушечных Магнитофонах устроено.
***
Итак поехали. Ох и чую сейчас ураган страстей будет. В самое ценное для Аудиофила лезем, в Магнитую Запись, да еще и чтобы искажения выявлять и маскировать! Ухх!!!
Но мы лезем!
Итак. В магнитной записи есть 3 ключевых вида искажений:
1. Магнитные в головке и ленте,
2. Механические в движении ленты,
3. Электронные, в усилителях записи-воспроизведения.
***
К первому виду искажений относится, в первую очередь, знаменитая Третья Гармоника. Вот любит она магнитную ленту похлеще. чем какой иной процесс.
Причина простая. Когда мы намагнитили ленту в зазоре головки положительной полу-волной, у нас полу-волна вниз пошла. До отрицательного значения. За это время, по хорошему, лента на которой "отпечатался" положительный заряд, смыться должна из зоны действия магнитный полей в головке.
Иначе отрицаетельное значение магнитного поля ее разрядит. Размагнитит.
Но вот как раз так и выходит, что смыться она успевает только на две трети.
А вот остальную треть головка успевает перемагнитить.
В результате при воспроизведении получаем ни много ни мало, а как раз третью гармонику.
Причем проблема начинается на 19й скорости где-то на 3х кГц.
И тут кто-то взял да и додумался. А что если мы сигнал стирания на головку записи подадим? Мы ведь так сотрем эту перемегниченную треть.
Ну сказано - сделано. И правда - стирает третью гармонику. Одна проблема. Верха тоже подтереть успевает.
Тут есть своя палка об урове подмагничивания и отдаче по верхам с икажениями.
Именно этот момент в СДП и реализован. Если есть верх, можно убавить подамагничивание, получить гармоники но с расширенной АЧХ. А когда на ВЧ звука нет, так мы все искажения зажмем под завязку.
При этом во время звучания тарелок, гармоники от СЧ попадают на эти тарелки, и вроде как ими маскируются.
Конечно на деле это имеет некоторую Аудиофильскую мягкость звучания на ВЧ.
Но нам сейчас важно не это.
Нам важно, что повышение качества в этом месте требует от нас или дорогой головки с узким зазором, или более дешевой в производстве, но с сюрпризами.
***
Второй пункт. Искажения детонации.
Детонация бывает 2х ключевых видов:
1. Частотная
2. Амплитудная
***
Частотная детонация.
При больших значениях. В районе 0.3 процента это уже вылезает в виде плавания звука на инструментах с длинным продожительным характером формирования колебаний(вот накрутил-то, чтобы 2 раза слово звук не писать).
При малых значениях в районе 0.1% это формирует некоторую статичность звучания, с некоторой потерей микродетальности.
Но есть еще один момент. А именно паразитные гармоники, слышимые на громких звуках.
Так уж вышло, что бас у нас в звуке с самой высокой амплитудой.
А при детонации в 0.2% на 20 Гц слышимый паразитный тон будет на 4 кГц.
И тут еще проблема в том, что прилетит он сразу и в басовик(по 20 Гц) и в СЧ и ВЧ(специфика кроссовера на этой частоте раздела).
При этом у динамиков есть такой параметр как время групповой задержки.
Суть в том, что на разных частотах и разных конструкциях динамиков, звук появляется с разной задержкой от момента подачи электрического колебания.
Так вот пищалка этот писк "от баса" отработает раньше басовика. И раньше СЧ головки.
Таким образом мы получим пред-писк. Причем двойной. В звуке будет Пи-пип-бух. И снова пи-пип-бух.
Это что ж за цветомузыка такая???
В общем борются с этим просто. Берут и отрезают басы. Просто. На 0.2% вы не найдете ни кассетник ни катушечник, что может бас ниже 40 Гц.
На 0.1 будет 30 Гц. На 0.08 - 20. Хотя по хорошему для 20 Гц все 0.05 надо.
Но это не все.
***
Амплитудная детонация.
Дело в том, что ленту нужно прижимать к головке. Делают это двумя способами.
1. Феторовый прижим.
В силу некоторой специфики материала, и неоднородности толщины ленты, он вызывает рост детонации.
Но при этом обеспечивает весьма качественный прижим ленты.
2. Прижим ленты за счет ее натяжения.
А тут все сюрпризы на лицо. Тут чуть катушка замедлилась, и лента от головки отпрыгнула.
И надо сказать, пульсирует она в ритм детонации.
Эта бяка приводит к пульсациям амплитуды.
Это само собой порождает гармоники.
Но самое важное здесь, что девиация частоты, несколько сглаживает звучание, за счет плавания звука.
А вот амплитудную никто не подстраховывает. Она в уши лезет как СВО.
Причем жуткими неприятными призвуками на средних частотах. Именно она и стекленит на верхней середине.
И именно она верх смазывает.
***
Искажения электроники.
Ну тут... Тут сейчас на примерах все поймете.
***
Практика.
Тут нужно сказать, что до 70х бытовые катушечные магнитофоны весьма кошмарно звучали.
Причем даже Японские.
Там еще не было технологий маскирования искажений. А вот в 70х они появились. И звук стал значительно лучше.
На тот момент это решение было прорывным. Оно было значительно дешевле, чем головки и механику прицизионного уровня делать.
И это важный момент. Он повысил уровень популяции магнитофонов в обществе. Они стали звучать психологически комфортно.
Их стали покупать значительно активнее. В глазах слушателей, они перестали быть завывающими погремушками.
***
1. Маяк 001.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/majak001.html
Открывает эту песочницу Маяк 001.
Аппарат имеет детонацию 0.08%
Но вот прижим ленты к головкам у него хромает.
Причем сильно. Верх смазан в хлам. Там и грязь, и мазня.
Детонация все таки 0.08. Такая только на верхах шалит.
Но это если корректор ориентированный на высокую точность поставить.
А вот родной выдает детальный рассыпчатый верх.
Чем изрядно маскирует проблемы, причем настолько сильно, что мысль об их наличии и в голову не приходит.
2. Юпитер 201
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jupiter201s.html
Здесь детонация 0.2% на 19й и 0.3 на 9й.
Прижим при этом фетровый.
С верхами все норм.
А вот середина в хлам. И плавает и вообще.
Ну басы понятно. Отрезали и порядок.
А дальше что?
А дальше здесь воздушный, упругий, теплый звук на СЧ.
При этом надо сказать, что он еще и с компрессией.
Вот это дельце все и маскирует на средних частотах.
3. Юпитер 203
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/jupiter203.html
А здесь у нас детонация те же 0.2.
Но вот решили как-то понизить градус замаскированности.
Все таки как ни крути а тот звук, ну ож очень воздушно-зажатый. Ощущение, что это не пелена на ушах, а прям вот воздух под давлением как в колесе в уши накачали.
В итоге его приотпуситили.
Здесь и бас упруго пульсирует, и середина с теплотой и тоже пульсирует.
В общем полегче стало. И другой подход чуть чуть.
***
4. Элктроника ТА1-003
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/elektronika_ta1_003.html
А она тут что делает? Сам же признал, ее аппаратом высокой верности?
Что тут маскировать-то?
А вот сейчас и расскажу!
В общем дело тут какое. Изначально Электроника ТА1-003 выдает 0.08 детонации.
Но она не просто так такой сложный индекс имеет. Ее круглые детали делают на станке повышенной прецизионности.
Это дорого. Очень дорого. Поэтому аппарат готовился под более бюджетных клонов своих. А именно Олимп 003 и Электроника 004.
Там детонация 0.1%.
А потому и басы у нас здесь до 31 Гц почиканы.
При этом схема здесь несколько не идеал. Она содержит в себе и схему коммутации головок реверса и прямохода не самую лучшую, и Операцинный Усилитель на выходе, без токово-температурной разгрузки.
В общем есть тут условия для некоторой грязноватости на верхней середине.
Хотя при этом сама механика здесь идеал. И детонация хороша, и лента прижата идеально.
Здесь мы имеем пример искажений в электронике. Ну и некоторый запас для более высокой детонации.
5. Идель 001-1
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/idel001_1.html
Ну а эту-то зачем сюда припер?
Она же в твоем рейтинге магнитфонов высокой верности из СССР на первом месте стоит? Ты чего ее сюда притащил?
А для того и притащил.
У нее детонация 0.08.
У нее вся схема на транзисторах. У нее отличная кинематика с правильным прижимом.
У нее в звуке не отличить оригинал от первой копии.
А вот чего басы-то от 25 Гц? Агааа! Ее на заводе ЭВМ делали. Там высокая точность результата рулит!!!
***
6. Ростов 112
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/rostow_mk112.html
А вот здесь кинематику упростили.
Да и детонация 0.1%.
В общем проблемы есть. Лента гуляет.
Ну и получите-распишитесь.
У аппарата бархатистый глубокий бас, у него теплая середина, у него мягкий верх с небольшой рассыпчатостью.
А вот сейчас будет еще интереснее.
7. Снежеть 110
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/snevet110s.html
Это вроде бы такой же магнитофон.
Ну по кинематике да.
Да и схема такая же. Только номиналы резисторов и конденсаторов другие.
Но как итог здесь пошли другим путем. Здесь бас никто не трогал. Он как в оригинале. Ну вернее до 31 Гц то его порезали. Как и на Ростове.
А вот середина здесь мягкая и чуть сдержанная. И верх чуть смягчен.
Т.е. другой подход к звуку, при задаче маскировки тех же стекленящих искажений в верхней середине, и того же смаза на ВЧ.
8. Илеть 110
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/ilet110.html
Здесь пошли совсем другим путем.
Здесь чуть поздавалили стекаленящие частоты. От этого звучание акустических ритм-гитар с металлическими струнами чуть зажатым стало.
На них звонкости не хватает.
Ну и добавили БАСА!!! Это самый басовитый магитофон из Ростовоподобных. Басами здесь маскируют смаз на ВЧ.
За таким басом его как бы и не заметно.
9. Союз 110
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/sojuz110.html
А давайте сначала эксперимент.
Помните в линейку в школе становиться нас учили? Там по росту выстраивались.
А вот представьте. Ровная линейка из 10 человек. 9 парней в пиджаках черных. При галстуках. В белых рубашках. В черных очках.
Ой. Киношек пересмотрел.
Ну, не суть.
А вот 10й парень, да еще и где-то в верхней середине он почему-то в желтом костюме банана.
Что за ерунда??? Это я уже на Тик-Токе много залипал. Там сейчас тренд про Банан.
И конечно его можно замаскировать. Поставить перед ним самого высокого парня например.
А можно всех в костюмы бананов.
Вот этот Союз так и делает. Он просто к стекленящей середине, и смазанному верху выдает еще и плоскую середину, и хлопающий пустой бас.
И вроде все в гармонии. Там и схема содержит значительные упрощения. Выкинули целый стабилизатор по питанию. Да и номиналы деталей урезаны раза в 2.
При этом с точки зрения отсутствия окраса, тут как бы максимум достоверности.
Да, искажения прут по полной. Но окраса же нет?!!!
Тут меня инеженеры-антиадиофилы могут к стеночке припереть так, что я не смогу выкрутиться.
Он вед самый достоверный из всего семейства Ростовоподобных.
А значит и самый лучший.
И не важно, что искажения прут.
Пойди докажи, что это искажения.
Читайте комменты. Там жесть будет за этот Мафон.
10. Орбита 106-107-108
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/orbita108s.html
Я не буду прикладывать фотки всех троих.
Ограничусь только 108й. Они похожие.
Суть здесь какая.
Здесь детонация 0.1%, но вот качество прижима ленты к головкам...
Тут и демпферы механические, и тонвал с роликом. В общем кошмар здесь.
И надо сказать, что с каждой новой моделью все кошмарнее и кошмарнее.
Но при этом инжнеры работали максимально слаженно.
Я бы даже сказал, шедеврально слаженно.
Каждый раз при ухудшении кинематики, они настолько грамотно пркачивали усилитель всопроизведения, что это сказка а не звук.
108я Орбита - это самый Аудифильский Катушечный Магнитфон из СССР.
Здесь и пульсирующий упругий бас, здесь и теплая, воздушная, упругая середина, здесь и верх с яркостью и размахом!!!
В общем сказка, а не маскировка искажений!!!
У 106й и 107й при этом этот же характер звучания, но не так сильно выражен. Он здесь по возрастающей. Портили механику - наращивали звук! Чем хуже механика - тем круче звучит!
В 108й выжали максимум звука, нарубив максимум дров.
***
Вот такая она история Аудиофильских задач!!!
Изначально Аудифильство было создано с целью сделать качественный звук доступным.
Но потом, когда прогресс сделал доступным точный звук, ценник на Аудофильство взлетел.
Теперь это считается проявлением Высшей Инженерной Мудрости.
Хотя 50 лет назад это было просто Необходимой Инженерной Смекалкой разработчика массовых доступных изделий, приличного качества звучания.
Без этой Смекалки халтура получалась.
А сейчас инженеры - антиаудофилы готовы порвать достижения тех, кто в те годы страну поднимал. Прогресс каждого мирного человека двигал. Как по мне так это предательство достижений наших Отцов и Матерей.
На этом на сегодня все.
Спасибо, что дочитали!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье