Это достаточно неожиданное прорывное открытие случилось не так давно. Вернее, в 2004 году, когда удачливые геологи из австралийско-британской компании "Рио Тинто" сумели удивить своих коллег, обнаружив под небольшим сербским городом Лозница новый очень перспективный минерал, вскоре получивший свое название. Теперь он известен специалистам и не только как ядарит - боросиликат лития и натрия с гидроксилом.
Тогда же было заявлено, что сербское перспективное месторождение может содержать около 10% всех разведанных мировых запасов лития, без которого невозможно представить себе современные аккумуляторы.
В июле прошлого года компания "Рио Тинто" утвердила проект разработки ядарита, одновременно объявив, что намерена инвестировать в добычу 2,4 миллиарда долларов - огромную сумму для небогатой Сербии.
Тогда казалось, что и у Белграда нежданно-негаданно появился очень завидный шанс, и очень скоро он может стать неким подобием Дубая на Балканах.
Только будет выглядеть намного скромнее, конечно же, хотя уже известно, что нефть вскоре все-таки иссякнет.
Впрочем очень скоро стало ясно: то, что позволено шейхам, не позволено сербам.
И события стали развиваться с подозрительной скоростью.
Примечательно, что как только сербский президент Александр Вучич вернулся домой из Сочи после переговоров с российским президентом Владимиром Путиным, которые, как подчеркнуло одно из балканских изданий, "принесли Белграду феноменальный успех по ряду пунктов повестки дня, ключевым из которых стала цена на российский газ" по докризисной стоимости 270 долларов за тысячу, когда в Европе она уже поднялась выше 1000 долларов, начались протесты.
В Белграде и Нови-Саде люди вышли на улицы и перекрыли центральные автомагистрали, требуя остановки разработки месторождения ядарита. И все это происходило вопреки заверениям Александра Вучича о том, что оно будет отвечать "высшим экологическим и технологическим стандартам" вкупе с обещанием провести референдум по данному вопросу.
Однако то, что на первый взгляд выглядит как забота об окружающей среде в тихом аграрном регионе, зачастую на самом деле ею не является. Истинная подоплека нынешних сербских событий гораздо сложнее. Кто-то усматривает в тамошних протестах интерес Китая или Германии, кто-то видит явное стремление притормозить подъем сербской экономики, ставшей в 2018-2019 годах самой быстрорастущей в Европе, подчеркивая сходство с ситуацией на Украине в 2013-том, когда и благодаря российскому кредиту правительство Виктора Януковича сумело добиться определенных успехов.
Этот второй вариант выглядит достаточно обоснованным на фоне предстоящей выборной кампании в Сербии. А до 3 апреля времени у правительства Александра Вучича уже немного остается.
Кстати, вышеназванная дата является также критически важной и для его венгерского коллеги, о чем ранее в статье "Орбан пошел наперекор Западу, "Газпром" удвоил экспорт по украинской ГТС, Украина и российский газ из Венгрии, Польша и СПГ".
И еще одни важный момент, на который стоит обратить внимание, это вчерашнее заявление движения экоактивистов "Давай, меняй": "Согласованы совместные акции протеста, которые будут радикализированы до роспуска Национального собрания" и требование ввести полный запрет на эксплуатацию лития и бора на всей территории Сербии.