Задумывались ли вы, с чего начинается любое крупное мероприятие в сфере искусства и не только? С концепции. Но как сделать так, чтобы она запомнилась и смогла «зацепить» максимально широкую аудиторию? На примере Международного интерактивного фестиваля современного искусства ARTLIFE рассказываем секреты успешной концепции.
С чего начать?
Любая концепция начинается с формирования идеи, того, что организаторы мероприятия стремятся донести до посетителей.
Концепция, или концепт, (от лат. conceptio — понимание, система) — это способ трактовки мероприятия, главная точка зрения, руководящая идея и ядро, вокруг которой строятся все дальнейшие шаги.
Любое массовое мероприятие создаётся, прежде всего, для людей, поэтому основная задача при формировании концепции – понять, что волнует конечного потребителя услуги, то есть посетителя, и как мероприятие может этот запрос удовлетворить. Одновременно с этим важно, чтобы концепция отражала позиционирование проекта – галереи, фестиваля, арт-ярмарки.
Поэтому первым делом ответьте на вопросы:
• Кто вы, какое у вашего проекта позиционирование?
• Кто ваши посетители и чего они хотят?
• Как мероприятие может дать людям то, в чем они нуждаются?
Актуальность
Хорошая концепция всегда актуальна. Поэтому часто проекты отталкиваются от злободневной повестки дня. Искусство чутко реагирует на изменения в жизни общества и отражает их через призму авторского взгляда художника. Концепция арт-мероприятия должна учитывать это.
Что сейчас происходит в мире? Каким образом эта актуальная повестка будет связана с форматом арт-мероприятия? Эти вопросы помогают понять, как создать концепцию, с которой люди легко смогут ассоциировать себя.
Доступность
Также очень важно говорить со своим посетителем на одном языке, а для этого важно знать портрет целевой аудитории мероприятия. Употреблять узкие искусствоведческие термины имеет смысл, если ваше мероприятие посещают профессионалы в области искусства. Если же это – обычные люди, ищущие вдохновение и пришедшие на выставку за ним, сложных и непонятных слов лучше избегать.
Широта темы
Ещё один важный пункт, который нужно учитывать при формировании концепции арт-мероприятия – то, насколько широкой должна быть выбранная тема. Чем уже тематика арт-мероприятия, тем больше вероятность создать слишком тесные рамки и попасть в собственную ловушку.
Этапы создания концепции
Для создания идеи мероприятия важна последовательность шагов. Чаще всего формирование концепции рождается через мозговой штурм – систему психологических техник, которые используют для активации творческого мышления и, в конечном итоге, решения поставленной задачи.
Тихий штурм и громкий штурм
Прежде чем прийти к команде на общий мозговой штурм, концепцию имеет смысл обдумать в тишине индивидуально. Этот процесс называется «тихий штурм». После этого свои идеи участники команды приносят на коллективное обсуждение – «громкий штурм». Именно в этом процессе придуманные ранее идеи обретают финальное звучание, и для эффективности общий мозговой штурм должен идти по определенным этапам. Каким?
Этапы мозгового штурма:
1. Генерация. Этот этап подразумевает свободную генерацию идей всех участников штурма без критики или анализа. Участники штурма в свободной форме накидывают свои мысли в направлении решения задачи, предлагают варианты концепции.
2. Критический анализ. После того, как из общих идей сформирован пул повторяющихся, похожих мыслей, отбираются наиболее удачные идеи и происходит их оптимизация. Это удобно делать через ассоциации с названием концепции. К примеру, если концепция состоит из нескольких слов, ассоциации имеет смысл выписать по каждому из них отдельно. Причём как позитивные, так и негативные, чтобы учитывать риски трактовки концепции посетителями.
Ок. Что дальше?
После того, как команда придумала концепцию, создаётся манифест – описание концепции, визуализация фирменного стиля мероприятия, дизайн-проект застройки площадки и прочие этапы, но это уже другая история.