Здравствуйте, дорогие читатели!
Приступаю к сегодняшней статье с некоторым волнением: написать про игры Никитиных хочется особенно интересно и качественно.
Как педагог и многодетная мама, я искренне благодарна книгам и пособиям Никитиных-старших: они существенно повлияли на мой подход к обучению детей.
Это были книги-находки: впервые со страниц "серьёзной литературы по детскому развитию" со мной говорили таким искренним, понятным, доступным языком. Даже так: мы словно говорили на одном языке. Здесь теория не превращалась в скучный многостраничный монолог, а по-настоящему ценные практические рекомендации давались не в заносчивой манере метра-всезнайки, нет, меня, как читателя, приглашали к творческому взаимодействию.
Возможно, на сегодняшний день мы слегка избалованы и количеством издаваемой литературы по детскому развитию, и обилием и выбором развивающих игр.
Но не каждый знает, какой вклад внесла семья Никитиных в популяризацию этого нового взгляда на воспитание и образование детей, с какой волной неприятия и даже явного отторжения пришлось столкнуться в 60-70-х годах педагогам-новаторам.
ВВЕРХ ПО "СТУПЕНЬКАМ ТВОРЧЕСТВА"
В этой статье : чуть подробнее о книге Бориса Павловича Никитина "Ступеньки творчества, или Развивающие игры".
Как вы думаете, сколько изданий она выдержала?
В 2017 году вышло СЕДЬМОЕ, с пометкой "Издание подготовлено заново с учетом опыта детей и последователей Никитиных. Включает все авторские задания к 17 играм и пособиям + новые дополнительные серии для самых маленьких, разработанные детьми и внуками Никитиных".
Я была рада, когда об этом узнала: хорошо, когда живёт и развивается что-то полезное и доброе.
9 лет назад я искала кубики Никитиных и мечтала найти в продаже их знаменитый "Сложи квадрат".
Оказывается, сейчас с этим нет проблем. И другие игры из "Ступенек творчества " можно приобрести без труда.
А ведь в первых вариантах издания предлагалось взяться за дело нам, родителям! Подбирать подходящие по размеру кубики, красить грани (Борис Павлович даже предусмотрительно указывает для начинающих мастеров, какую краску лучше использовать), вырезать и красить круги для игры "Дроби" и т.д.
Мечтал ли автор, чтобы его игры, над созданием и проработкой которых он столько трудился, свободно продавались не только в нашей стране, но и за её пределами?.. Не знаю. Да и не это главное.
После прочтения ранних редакций "Ступенек творчества" могу с уверенностью сказать, что в первую очередь он стремился зажечь нас, педагогов и родителей, стремлением действовать, созидать, отбросив лень, - ради наших детей. И ему это удалось,поскольку, как уже было сказано, идеи Никитиных живут и развиваются.
"СЛОЖИ УЗОР"
Так называемые "кубики Никитиных" - это часть игры "Сложи узор". Сейчас они продаются вместе с яркими приложениями - альбомами, которыми удобно пользоваться.
Угадайте, кто должен был делать подобные заготовки ещё не так давно? Правильно: мы, родители. И делали! И занимались! Мне этот факт почему-то придаёт сил, когда я, как и любой живой человек, устаю и "выдыхаюсь" карабкаясь по этой самой лестнице, состоящей из ступенек творчества. Вдруг и вас вдохновит?)))
Итак, в чём суть игры?
Казалось бы, всё просто: 6 граней кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них огромное количество вариантов узоров.
Секрет здесь, наверное, в том, что СЛОЖНОСТЬ узора: на любой вкус. Не даром сейчас кубики продаются с пометкой "от 0 до 99 лет".
В игре с кубиками три вида заданий:
- сложить точно такой узор из кубиков (по картинке),
- глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют,
- придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.
Главное, чего автор советует не делать: не подсказывать ребёнку ни жестом, ни взглядом. Подсказывая, мы "крадём" у ребёнка возможность сделать открытие. Но что же делать, если не получается?! Вернуться к заданию: через день, неделю, возможно, позже.
Важно не упустить момент, когда Ребёнок будет готов сделать открытие.
Из личного опыта
Наверное, вполне объяснимо и логично, что, выбирая игры первенцу, мы ориентируемся на какие-то условные возрастные рекомендации. Так было и у нас в семье. А вот младшие, что тоже вполне естественно, многие игры получают "в пользование" в более раннем возрасте.
С дочкой кубики Никитиных начали осваивать в два: такой возраст был указан на приобретённом мной альбоме.
Сыновьям повезло: они могли рассматривать яркие кубики уже в полгода, а к полутора - пытаться протянуть нехитрые цветные дорожки из них.
Так что не будем забывать: ориентируемся прежде всего на ребёнка и его возможности.
Главная радость не в том, чтобы стать лучше кого-то, а в том, чтобы стать лучше, чем ты был вчера.
На сегодня всё, мои дорогие. Боюсь утомить вас длинной статьёй. Но к теме игр Никитиных, с вашего позволения, ещё вернусь.
#страна детлания поделки и развитие
#книжные плюшки от мамы танюшки