ПРОДОЛЖЕНИЕ, начало читайте на моем канале «Жить на два дома».
В 1946 году советское командование восточного оккупационного сектора получило предписание репарационной комиссии о передаче барка Gorkh Fock в распоряжение Министерства Морского Флота СССР в качестве учебного судна. Дело осталось «за малым», поднять, отремонтировать и ввести в строй. Барк был поднят и отбуксирован на верфь в Росток только в конце 1946 года, пролежав на дне полтора года.
Иначе сложились судьбы двух других «Товарищей». Барк Albert Leo Schlageter налетел на мину 14 Ноября 1944 года, остался на плаву, отбуксирован на отмель у острова Рюген и был признан не годным к восстановлению. Третьему товарищу, Horst Wessel, повезло гораздо больше. Он был интернирован вместе с командой американцами в Брюнсбюттеле и своим ходом отправлен в Штаты, обеспечивать практику кадетам американского морского училища береговой охраны под именем Eagle.
Ремонт Gorch Fock был закончен в 1949 году. Барк был переименован и рефлагирован. Под новым названием «Товарищ» барк был передан Херсонскому мореходному училищу и исправно нес службу, приучая к морю курсантов Херсонской и Одесских мореходок. Опускаю Советский период службы парусника, об этом много написано и опубликовано великое множество книг, брошюр, статей и фотографий.
Изложу незалежный период и нынешний немецкий. После получения Украиной независимости «Товарищ» попал под каток безудержной приватизации и был отправлен группой отжавших его украинских товарищей зарабатывать карбованцы в богатых закатных странах. Катали под парусом круглогодично желающих, бывших проклятых буржуинов и классовых врагов, забыв страх Божий, требования технических регламентов, предписаний вновь организованного регистра Украины и даже всех международных требований и правил.
Катали до последнего, до полного истощения мото- и прочего ресурса, ограничиваясь «ямочным ремонтом». Просили денег у «хозяина», у Украины, но слышали в ответ «Мы думали, что вы нам денег будете зарабатывать, а вы на ремонт просите». Спасение пришло в 1993 году, во время участия барка в парусной регате вдоль берегов Великобритании.
В один из заходов на борт поднялась группа «трудных подростков» с воспитателями. Посетители пришли в неописуемый восторг и англичане согласились оплатить большой ремонт при условии, что «Товарищ» будет заходить в Британские порты и брать на борт группы «трудных».
Составление ремонтных ведомостей, выбор верфи, аккумуляция средств заняли два года. В мае 1995 года барк встал в сухой док в Ньюкасле. Однако расчет стоимости оказался в 4 раза выше, сделанного украинцами. Начались трудные поиски спонсоров и средств для завершения ремонта. Канитель продолжалась до 2000 года. В двухтысячном году Товарищ был приглашен в Германию на выставку EXPO.
Немецкая организация “Tall-Ship Friends” проявила интерес к барку и предложила властям вернуть барк на историческую родину. Инициатива была поддержана, началась компания по сбору средств для выкупа судна и параллельно переговоры с украинскими владельцами о стоимости барка. Хохлы затребовали миллион евро, но их укатали на половину суммы.
Нечего! Досталось на халяву, благодарите, что не отобрали «за так». Сделку оформили, сменили флаг, название, погрузили барк на плавдок Condock-V и отправили в Штральзунд. С Новым именем Gorkh Fock I, барк встал у стенки в Штральзунде и ждал решения своей судьбы. Немецкие власти, вложившие львиную долю в сумму выкупа и не желающие дальнейших расходов, задумали прекратить ремонт, залить трюма бетоном и поставить барк, как музей на вечную стоянку.
Морская и парусная общественность Германии возмутилась и учредила несколько обществ по спасению барка, его ремонту, вводу в строй и начали новый сбор средств. Очередной большой ремонт был начат в 2004 году и в следующем остановлен из-за отсутствия средства. Не нашлось спонсоров и патриотов в немецком отечестве.
На этом заканчиваю повествование до лучших времен. Жду подробную информацию от своих немецких коллег и друзей, чем закончилась эта история. Получу – напишу. Следите за публикациями.