Найти в Дзене

Как Ивановский автокрановый на экзотику потянуло

На рубеже 1990-2000-х годов ивановский завод "Автокран" перешел под "крыло" нового хозяина. Производственный холдинг, в который вошел "Автокран", то называли "Независимая ассоциация машиностроителей", то – "Ивановская марка". Наряду с ивановским предприятием в состав холдинга был включен и Брянский автомобильный завод. И вот тут начались интересные эксперименты. Некоторые даже были воплощены в жизнь (ОБ ЭТОМ МОЖНО ПОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ). Одно из направлений, за которое засучив рукава взялись краностроители, стали автокраны грузоподъемностью 32 т, установленные на спецшасси БАЗ.

Первенец – "Ивановец" КС-59711 – увидел свет в 1998 году. Применение высокопрочных сталей позволило разработать для крана 4-секционную телескопическую стрелу длиной 9,4-27,4 м, которая обеспечивала грузоподъемность 32 т. Максимальный грузовой момент составлял 96 тм. Для крана использовалось специальное шасси БАЗ-690951 на базе узлов и агрегатов семейства армейских автомобилей "Вощина-1". 3-осная машина имела полный привод, независимую торсионную подвеску колес, шины с регулируемым давлением, двигатель ЯМЗ-238Д-24 мощностью 330 л.с. Почти полуметровый дорожный просвет, в купе со всем вышеперечисленным, обеспечивал крану великолепную проходимость. Для компаний, занимающихся разработкой земных недр в условиях экстремального бездорожья – самое то. Правда, у крана были ограничения для передвижения по дорогам общего пользования, поскольку габаритная ширина составляла 2750 мм, а при полной массе 31,5 т нагрузки на оси превышали требования нормативов. Кран КС-59711 ввиду неполного соответствия проектному заданию базового шасси БАЗ-690951 серийно не выпускался.

32-тонный "Ивановец" КС-59711 на шасси БАЗ-690951
32-тонный "Ивановец" КС-59711 на шасси БАЗ-690951

Эксперименты с брянскими шасси проводились и в дальнейшем. Для крана КС-59711 было разработано новое шасси БАЗ-8026, у которого изменили компоновку и внести ряд конструктивных изменений по сравнению с БАЗ-690951. В частности, вторую ось перенесли ближе к центру, применили шины с более узким профилем, что позволило вписаться в требуемую габаритную ширину 2500 мм, также отказались от системы подкачки шин. Кроме того подверглась доработке неповоротная рама крана, передние поворотные аутригеры заменили на телескопические, однотипные с задними. В 2002-2003 годах БАЗ выпустил два шасси БАЗ-8026, на которых были смонтированы крановые установки КС-59711. Однако дальнейшего развития эта модель не получила.

Следующий совместный проект ивановских краностроителей и брянских автомобилестроителей – кран КС-59712 грузоподъемностью 32 т на шасси БАЗ-8027 – состоялся в 2006 году. В отличие от двух предыдущих моделей это шасси сделали двухосным. В машине сочеталось три важных показателя – компактность, маневренность и высокая проходимость. Радиус поворота шасси, при длине 8,83 м и ширине 2,54 м, по внешнему колесу составлял всего 9,3 м. Оба моста БЗКТ-8027 – ведущие, управляемым является передний мост. Как опция был предусмотрен вариант с обоими управляемыми мостами. Машина имела независимую гидропневматическую подвеску, блокировку межколесных дифференциалов и дифференциала в раздаточной коробке. В штатной комплектации применялся дизельный двигатель ЯМЗ-236БЕ20-16 Евро-2 мощностью 250 л.с., позволяющий развивать максимальную скорость 70 км/ч.

На кране была установлена 4-секционная стрела длиной 8,7-27 м При комплектации полным набором противовесов КС-59712 имел полную массу 24 т. При движении по дорогам общего пользования он мог перевозить на себе один из имеющихся противовесов массой около 700 кг. Кран получился достаточно легкий. Снижению массы способствовало использование высокопрочных сталей Weldox. Корпуса редукторов трансмиссии шасси, а также настилы были выполнены из алюминия.

Габаритные размеры крана КС-59712
Габаритные размеры крана КС-59712

В перспективе на шасси БАЗ-8027 планировалось размещать и другое навесное оборудование. В частности, на нем можно монтировать пожарные лестницы, автогидроподъемники, экскаваторы, специальное оборудование для коммунального хозяйства, ремонта дорог и др. Увы, ничего из вышеперечисленного так и не было воплощено. Кран построили в единственном экземпляре.

Еще один любопытный образец – короткобазовый сити-кран КС-59713 грузоподъемностью 32 т на шасси КШ-59713 – вышел в свет в 2007 году. Эта компактная модель была выполнена по традиционной схеме для кранов класса "сити": кабина для управления шасси и краном располагалась на поворотной платформе. Шасси имело колесную формулу 4х4, независимую гидропневматическую подвеску с изменяемым дорожным просветом, двигатель OM 906LA мощностью 245 л.с.

Компоновка сити-крана КС-59713 на шасси КШ-59713
Компоновка сити-крана КС-59713 на шасси КШ-59713

Кран оснащался 5-секционной телескопической стрелой из гнутого профиля, длиной 7,2-28 м. Изначально проектом предусматривалось расположение стрелы в транспортном положении с обратным наклоном, однако в итоге от этой схемы отказались.

Габаритные размеры крана КС-59713
Габаритные размеры крана КС-59713

Полная масса крана, с учетом 500-килограммового возимого противовеса, составляла 20 т. Грузовой момент – 102 тм. Высокая маневренность достигалась за счет малых габаритных размеров, укороченной колесной базы и независимо управляемых мостов. Машина в серию не пошла.

Короткобазовый кран КС-59713 на шасси КШ-59713
Короткобазовый кран КС-59713 на шасси КШ-59713

Последним аккордом стал кран KC-59712 "Ивановец" грузоподъемностью 32 т на 2-осном шасси автомобильного типа БАЗ-8027 (4х4), дебютировавший в 2008 году. Кран оснащался 4-х секционной стрелой из гнутого профиля длиной 30,1 м. Длина крана составляла 11,45 м, транспортный габарит по ширине – 2,55 м. Укороченная база (3,93 м) и две управляемые оси делали кран весьма маневренным: радиус поворота по переднему углу корпуса составляет всего 7,94 м. Полный привод, независимая гидропневматическая подвеска, блокировка межколесных дифференциалов и дифференциала в раздаточной коробке обеспечивали крану хорошую проходимость. Конструктивно допустимая нагрузка на ось составляла 12 т. Отмечу, что этот кран был изготовлен не Ивановским заводом, а Камышинским. Последний вошел в состав холдинга "Ивановская марка" в середине 2000-х и выпускал краны под маркой "Ивановец". KC-59712, как и все предшествующие 32-тонные краны "Ивановец" на спецшасси БАЗ, остался опытным образцом.

Поделитесь своим мнением. Что думаете о российском краностроении в целом и о кранах на спецшасси в частности?

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.