Найти в Дзене
Пишу тут

Курт Воннегут и его Бойня

Оглавление

Прочла мрачно-сатирический воннегутовский бестселлер и задалась вопросом: а можно ли следовать советам автора, если его книга не вызвала восторга?

Дело в том, что перед Бойней номер пять (1969 г.), я читала толстушку о самом авторе, написанную одной из его учениц. И мне безумно понравился ее Курт. Показывает она его не только своими словами и словами современников, но и его собственными. Отрывки эссе, кусочки произведений и интервью американского романиста, из которых состоит труд Сьюзен Макконнел, прекрасно раскрывают писателя. Возникает ощущение, что ты, словно бы, сидишь и обедаешь с ним где-то на летней террасе. В перерывах между поглощением пищи, слушаешь перлы писателя и рассказы о том, о сем. Много смеешься. Ведь Курт очень остроумно шутит. И он говорит о себе, ремесле и том, как нужно писать так, чтобы читателю хотелось тебя прочесть, да и вообще о жизни.

Так вот, после книги об авторе, буквально после пары десятков страниц, нестерпимо захотелось познакомиться и с его творчеством. К стыду своему, не читала Воннегута прежде. Начала я с книги, сделавшей его по-настоящему известным, перевернувшей американскую прозу о войне, знаменитой запрещенки - Бойни номер пять. Но, не дойдя и до половины истории, поняла, что это не мое. Вот совсем не мое. Не ёкнуло и искры ни какой не пробежало.

Что же не так с Куртом?

Суть в том, что мне нравится ход мыслей автора и его отношение к жизни. А еще правила, которым он учил начинающих писателей на своем курсе. И для меня стало неожиданностью то, что я не влюбилась в его книгу. Это проблема, подумала я, покончив с романом. Отложила его в сторону и решила не думать об этом какое-то время. А потом передумала и стала разбираться в причинах такой несостыковки. И разобралась.

Кстати, второе название книги - Крестовый поход детей (пляска со смертью по долгу службы). Оно мне нравится не меньше, чем первое.

Бойня, в отличие от большинства литературы того времени, и времени предшествующего написанию романа, говорит о войне не только неоднозначно, но и осмеливается критиковать. Автор ставит под сомнение правильность принятых решений в достижении победы. При чем сомневается он не в решениях противника, а для того времени это очень смело. Да что там, для любого времени это смело.

Написание романа для Курта было чем-то терапевтическим, как и многие другие его произведения. Он сам побывал на той бойне, про которую пишет. Вот только рассказ его получился больно мудреный, на мой взгляд. Хотя, возможно, иначе Воннегут и не мог. Книга далась ему не легко, зрела она в уме автора аж 20 лет.

"Эта тоненькая книжка, в сущности, о том, каково это - писать книгу о таких вот вещах. Я никак не мог подобраться ближе. Я мог насильно вдвинуть себя в мои собственные воспоминания об этом, но тут же вылетали предохранители. Я снова пытался войти - и меня снова вышибало обратно. Эта книга - хроника двадцати лет такой вот жизни с тем, что случилось в Дрездене, и с последствиями этого", - Курт Воннегут о Бойне номер пять.

Дальше будут спойлеры

Книга показалась мне очень грустной с таким напылением безысходности. Дочитала я ее только оттого, что хотела узнать чем же в итоге закончится существование главного героя истории.

-2

Итак, Билли Пиллигрим пережил войну, плен и бомбёжку в Дрездене. В какой-то момент его жизни пришельцы с планеты Тральфамадор (насколько я понимаю тема инопланетян для американской прозы того времени была в тренде) похитили бедолагу и держали на своем корабле в импровизированном зоопарке, да еще и в чем мать родила. Там кроме Билли были и другие живые существа, но не в этом суть. Пока он "гостил" у тральфамадорцев, те объяснили ему как видят время и каким-то образом запустили временную петлю его собственной жизни.

Все повествование состоит из бесконечных путешествий героя то в прошлое, то в будущее, абсолютно хаотично. Туда-сюда, туда-сюда. В какие-то моменты это откровенно раздражает. А ближе к концу обрушивается понимание, что он живёт по уже написанному сценарию, при чем знает наперед все события собственной жизни от ее начала и до конца, неоднократно переживая порой не самые приятные мгновения и тогда жалость к Билли становится невыносимой. И это, наверное, тот самый ключевой момент, почему меня не торкнул этот роман. Жалость не вдохновляет. А это значит, дело не в авторе и нет по сути никакой несостыковки. Просто не моя история, вот и все.

Мне абсолютно точно не понравился герой, это факт. Не понравилась его странная жизнь, вся эта безнадега и временная петля, из которой нет выхода. Но зато понравился авторский стиль, его остроумие и черный юмор, простота и выпуклость языка. И конечно же его смелость. Воннегут все так же остался тем, у кого мне хочется поучиться мастерству, а это главное.

Пы.сы. Антивоенная, провокационная, местами сложная, но такая искренняя и несмотря на нотки фантастики, слишком реалистичная и вневременная история - так бы я описала ее. Бойня считается американской классикой XX века. Хотя в самом начале ее изымали из библиотек, запрещали, сжигали. Наверное, прочесть ее стоит, хотя бы потому, чтобы узнать отчего столько шуму. Там кроме антивоенной тематики еще и про американское общество много смелых высказываний и размышлений. А ещё, ее стоит прочесть, чтобы подсесть на фразочку "такие дела", автор которой - тот самый Воннегут. В романе она звучит аж 102 раза.

В 1972 году Бойню экранизировал режиссер Джордж Рой Хилл. Фильм получил приз жюри на кинофестивале в Каннах и премию «Хьюго» за лучшую постановку. Фильм практически продублировал книгу и Воннегут был от картины в восторге. А в этом году ожидается выход сериала по мотивам культового произведения. Такие дела)

#книги #курт воннегут #рецензия на книгу #вов