Предисловие. Незаживающая рана.
Поднимая этот вопрос, стоит сразу же отбросить обвинения конкретных лиц или событий во всех смертных грехах. Как и любое социальное явление, началу боевых действий в Чечне предшествует множество событий и имен, о многих из которых большинство обывателей даже не слышали.
Да и зачем? Террористы побеждены, города отстроены, произошло условное примирение народов. Но вот ключевым здесь является слово «условное». Если ещё 15 лет назад тема Чечни звучала из любого утюга, то начиная с десятых годов она будто намеренно замалчивается, создавая информационный вакуум и пространство для спекулянтов и мифов.
Особенно опасно это потому, что на таких баснях уже выросло целое поколение. Даже если мы возьмем за конец войны заявление о победе над терроризмом директора ФСБ Александра Бортникова от 2017 года, то получится, что война длилась 23 года. Те, кто был тогда детьми, выросли на рассказах своих отцов о «кровавых бомбардировках аулов» или «жестоких горцах» и их картины мира сильно отличаются.
Выход из этой ситуации только один – просвещение. Пускай иногда неудобная, суровая, но правда должна доносится сухими фактами, минуя желание выступить на одной из сторон или услужить власть имущим. И здесь наступает главная проблема.
При подготовке материала я столкнулся с тем, что крайне мало полноценных книг и исследований конфликта целиком. Мы можем почитать интереснейшие воспоминания Геннадия Трошева, Захара Прилепина, статистические исследования потерь, критику ельцинской администрации или про разваленную российскую армию 90-х. Но это лишь симптомы, не лечащие саму болезнь и совсем не раскрывающие, откуда она пришла.
Первым шагом обобщить гигантский объем материала совсем недавно сделал историк постсоветских конфликтов Евгений Норин, что стало ещё одним важным событием к осмыслению того ужаса, что пережили два народа.
Неожиданные виновники
Что чаще всего можно услышать про зачинщиков этого конфликта? Наемники из арабских стран, религиозные фанатики или предатели. Правда оказывается куда более приземистой, но при этом не менее жестокой.
Не углубляясь в пучину веков, начнем с важного для нас времени Гражданской войны и образования СССР.
Так уж случилось, что начиная с царских времен местные племена горцев постоянно враждовали за землю с переселившимися сюда Терскими казаками. Во время Гражданской войны большая часть чеченцев поддержала красных, а казаки белых. После победы красных, казаков стали насильно переселять в другие области, а территорию отдавать местным чеченским племенам. Однако, горцы не умели вести мирную жизнь и случались крупные бунты, которые часто требовали для подавления привлечение армии. С 1936 года Ингушетия и Чечня объединены в ЧИАССР.
Если взглянуть на темпы индустриализации и развития, то 30-е для Чечни были периодом небывало расцвета всех сфер жизни. Стало доступным образование, нормальная работа и стабильное «завтра». Но при этом в Чечне уникальным образом крепко укоренилась тейповая система, которую СССР так и не смог победить.
Во времена ВОВ все нерешенные проблемы региона усугубили положение. Начатая мобилизация была полностью провалена – с каждым новым набором число уклонившихся росло и в итоге достигало до 80% призывников. Уклонившиеся уходили в леса и там устраивали целые бандитские армии.
Регион жил набегами ещё до прихода сюда русских – этому способствовала сама география, где лишь небольшое количество земли пригодно для сельскохозяйственных работ. Очень хорошо описывает тенденцию набора призывников в ЧИАССР комиссар госбезопасности Кобулов:
«В марте 1942 года из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам»
По меньшей мере 200 сотрудников НКВД погибли в период ВОВ при борьбе с бандформирования в Чечне. Более подробная статья о том, как проявили себя кавказские народы в ВОВ уже есть у меня на канале.
Регион в тот период был довольно важен благодаря своей нефтяной промышленности, а контролировался советской властью весьма условно. Далее следует роковое решение, о котором спорят до сих пор – Сталин насильно переселяет чеченцев с их родных земель в 1944 году.
Я считаю это решение крайне недальновидным и эмоциональным, не решившим проблему, а создавшим лишь новые.
Возвращение чеченцев происходит уже в 1957 году, но никто не ждет старых хозяев – их дома и земли заселили русские или другие народы Кавказа. Уже в период распада СССР это вызвало сразу несколько крупных межэтнических конфликтов.
И это виновники номер один – невежественные советские чиновники.
Никакой войны бы не случилось, не передай советские грамотеи лакцам Новолакский район Дагестана, а осетинам северные земли Ингушетии. Кончено, никто тогда не знал, к чему это приведет в будущем, но именно периферийное положение региона взращивало в нем будущий бунт. Чеченцам то дарили земли, выселяя русских, то наоборот забирали и все это происходило всего за несколько десятилетий, что никак не могло стабилизировать регион и больше вкладываться в его раззвитие.
Второе интересное открытие - проблемой стали те, кого советская система сама взрастила. Речь идет о национальных кадрах, которые получали светское образование и должны были умело руководить этими землями. Сама затея отличная, вот только кадрам этим приходилось управлять малообразованной сельской молодёжью без значимых перспектив будущем.
До самого распада СССР Чечня была депрессивным регионом, где доля городского населения уступала сельской, а большинство квалифицированных сотрудников были русскими по национальности. И с началом перестройки, те самые вчерашние интеллигенты и партийные работники, вдруг стали оголтелыми националистами.
Именно такие работники – вроде светского Доку Гапуровича Завгаева и члена союза писателей Зелимхана Абдулмуслимовича Яндарбиева начинали заигрывать с массами, желая создать своё собственное государство в государстве.
Советские национальные интеллигенты– виновники начала войны номер два.
Ну и наконец, когда пошли первые протесты, начинались они с чего-то совершенно неожиданного: Чечня, которую от рабства и каждодневного насилия во многом избавила индустриализация, требовала…прекратить строить заводы. Звучит абсолютно нелепо, но именно такие митинги первыми прокатились по республике – Аслан Масхадов критиковал федеральные власти за идеи строительства заводов по производству шин, аккумуляторов, а также электростанции.
И надо сказать многим чеченцам пришлась по душе такая идея, что опять согласуется с озвученной ещё в начале проблеме – просвещения. Никаких доморощенных экологов бы не было, если бы у людей в головах было понимание того, что дают заводы и электричество, а также как минимизировать последствия их эксплуатации для экологии.
Уже потом пойдут имена, лидеры, группировки и первые выстрелы. Но не будь Дудаева, его место занял бы другой – уж слишком много незаживающих ран вскрылось одновременно у чеченского народа. Такой экскурс в историю должен научить только тому, что замалчивание старой проблемы лишь отодвигает её решение а образование является ключом к преодолению старой вражды.
Закончить свой текст хочу цитатой из предисловия книги Евгения Норина «Чеченская война. Том 1 1994-1996» :
«Я понимаю, что хотят помирить две нации,
Всё сотрется через несколько поколений,
Но этим то поколениям как жить?»
Даниил Гвоздев, солдат
Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также подписывайтесь и оценивайте материал, если он вам понравился.