Найти тему
SANEWS-ONLINE

Одинокий лыжник Куно Амье

Оглавление

Куно Амье. Снежный пейзаж (Глубокая зима). 1904. 178x235см © Музей д'Орсэ, Париж
Куно Амье. Снежный пейзаж (Глубокая зима). 1904. 178x235см © Музей д'Орсэ, Париж

Одна из самых известных картин швейцарского художника Куно Амье «Снежный пейзаж» («Глубокая зима»). Те, кто не видел полотно в реальности в музее д'Орсэ, могут подумать, что оно маленькое, как картины малых голландцев. Но обратите внимание на размер картины: 178x235см! Это более 4 квадратных метров и почти все пространство занято снегом!

Снега очень много и он удивляет количеством оттенков белого, голубого, бежевого, серого. Эти деликатные цветовые переходы, пятна и мазки формируют рельеф, фактуру снежной поверхности и взгляд скользит по полотну, отдыхая, настраивая на спокойное созерцание. Зритель смотрит на снежное царство с какой-то высокой точки. Возможно, представляет себя стоящим на вершине горы и решающим, а не прокатиться ли ему на лыжах вниз.

Почти в самом центре композиции – маленькая фигурка одинокого лыжника. Этот крошечный герой картины играет очень важную роль – он создает настроение легкой зимней задумчивости, даже меланхолии.

Одинокий человек среди снежных пространств, могучих деревьев старого леса или среди огромных гор – эти мотивы отсылают нас к немецкому романтическому пейзажу. Вспоминаются мистические, философские картины Каспара Давида Фридриха, на которых человек тоже всего лишь песчинка в необъятном мире.

Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж с церковью. 1811 © Museum für Kunst und Kulturgeschichte. Dortmund
Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж с церковью. 1811 © Museum für Kunst und Kulturgeschichte. Dortmund

Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 © Старая национальная галерея, Берлин
Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 © Старая национальная галерея, Берлин

Одинокие фигуры на картинах знаменитого немецкого романтика и одинокий лыжник Куно Амье – это не просто люди в зимнем пейзаже – это герои философских историй о сущности человеческой жизни, о жизни как путешествии в огромном таинственном мире.

Если бы на полотне была только маленькая фигурка лыжника среди бескрайнего снежного океана, то, возможно, у зрителя появилось бы чувство тревоги и безнадежности. Но Куно Амье дополнил композицию, поместив в верхнюю часть картины цветовые пятна, контрастирующие с белой массой снега. Художник показал зрителю то, что находится за ледником: деревья, пастушью хижину. Показал, что есть что-то еще за пределами этого бескрайнего снежного пространства. Наверное, там есть и теплый уютный дом, куда лыжник вернется после своей долгой зимней прогулки.

Вот они, эти уютные дома. Они появляются на более поздних зимних картинах Куно Амье.

Куно Амье. Зима в Ошванде. 1940 © Kunstmuseum Winterthur, Switzerland
Куно Амье. Зима в Ошванде. 1940 © Kunstmuseum Winterthur, Switzerland

Куно Амье. Зима в Ошванде. 1941 © Kunstmuseum Winterthur, Switzerland
Куно Амье. Зима в Ошванде. 1941 © Kunstmuseum Winterthur, Switzerland

Куно Амье (1868-1961) - швейцарский художник, родившийся в Золотурне, очаровательном городке, расположенном в Швейцарских Альпах. Свой первый автопортрет он написал в 15 лет.

После окончания школы Куно учился в Академии изящных искусств в Мюнхене, а затем вместе со своим другом Джованни Джакометти продолжил обучение в Академии Жюлиана в Париже. Благодаря этому в его искусстве гармонично сплелись немецкие и французские черты.

Куно Амье. Автопортрет. 1883 © D. Thalmann, Aarau, Switzerland Foto: SIK-ISEA, Zürich
Куно Амье. Автопортрет. 1883 © D. Thalmann, Aarau, Switzerland Foto: SIK-ISEA, Zürich

В 1892 году Амье отправился в деревню Понт-Авен в Бретани. Вдохновленный Полем Гогеном, Полем Сезанном и Винсентом Ван Гогом, он вначале отказался от академической живописи, а затем постепенно заинтересовался совершенно новым направлением – дивизионизмом. Дивизионизм – это живописная система, разработанная французскими художниками Ж. Сёра и П. Синьяком и характерная для неоимпрессионизма. Она основывается на разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносятся на холст чётко различимыми отдельными мазками в расчёте на то, что в процессе восприятия картины зрителем произойдет оптическое смешение этих мазков. С этого времени Амье начал использовать в своем творчестве цвет в качестве основного выразительного средства.

Вернувшись в Швейцарию, в 1893 году Амье встретил Фердинанда Ходлера. Наряду с Ходлером и Джакометти, он стал пионером швейцарского модернизма. Однако, в отличие от Ходлера, в своих поздних работах Амье не создавал новую иконографию, а просто переосмысливал традиционные темы с помощью художественных средств.

Женившись, в 1898 году художник поселился в Ошванде и прожил там всю жизнь. У Амье было много учеников, и его студию посещали выдающиеся личности: художники, музыканты, писатели и ученые.

В 1906 году он присоединился к группе художников-экспрессионистов, известной под названием «Мост». А в 20-х годах XX века Куно Амье стал ведущим художником Швейцарии.

Пожар в мюнхенском Стеклянном Дворце в 1931 году был тяжелым ударом для Амье: 51 его картина погибла в огне! Но художник не пал духом и попытался восполнить потери новыми работами.

Помимо огромного количества картин (их более 4000) Амье создал множество акварелей, рисунков и гравюр, ряд скульптурных работ, особенно бюстов, большинство из которых относятся к 1930-м годам.

Куно Амье
Куно Амье

Куно Амье прожил долгую жизнь, его творческая карьера продолжалась почти 70 лет, но художник никогда не уставал экспериментировать, никогда не подчинял свою живопись какому-то одному стилистическому принципу. Эта его особенность может создать впечатление, что в его творчестве нет целостности и индивидуального стиля. На самом деле у всех его экспериментов был один основной и очень важный стержень – главенство цвета. Совершенно справедливо Куно Амье часто называют «мастером цвета».

Куно Амье умер в Ошванде в 1961 году в возрасте 93 лет, оставив после себя обширное и очень разнообразное творческое наследие.

Картины Амье можно увидеть в Художественном музее Винтертура, Берна, Цюриха. В Художественном музее Базеля сейчас проходит выставка ранних детских портретов Куно Амье.

// Deutsch - Fondation Cuno Amiet (fondation-cunoamiet.ch)

Выставка:

Куно Амье. Ранние детские портреты //
Cuno Amiet. Early Children’s Portraits

// Место //Дата //Время //Стоимость

-10

Даты: 23.10.2021 ‒ 27.03.2022

Место: Kunstmuseum Basel

Hauptbau, Zwischengeschoss

St. Alban-Graben 16, 4051 Basel

Время: ПН закрыт ВТ c 10:45 до 18:00

СР: с 10:00 до 20:00

ЧТ- ВС: c 10:45 до 18:00

Стоимость: Полный тариф: CHF 16

// Cuno Amiet im Kunstmuseum Basel – Kunstmuseum Basel

Текст: Наталья Щенникова, историк искусства // SA

-----------------------------------------------------

Больше публикаций на сайте www.swissafisha.ch