Одной из самых загадочных картин в мире искусств считается картина итальянского живописец, представителя венецианской школы, одного из выдающихся мастеров Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известного под именем Джорджоне. Это картина "Буря".
La tempesta... Буря, шторм, иногда в русском переводе - гроза. Странное, надо сказать, название для такой спокойной, почти пасторальной картины.
Ни одно дерево не сгибается под ветром, ни одна травинка не колышется.
Неизвестно, как называл картину сам живописец. Оригинальное название не сохранилось. Да и как известно, художники в те времена практически не давали своим полотнам названия. Почти все они придуманы позже.
На картине есть, конечно, намек на грозу. Художник изобразил след молнии.
Но она где-то там, вдалеке, и совершенно не беспокоит ни природы, ни персонажей, изображенных на картине.
А их на картине трое: женщина, ребенок и мужчина.
Кто они? Что привело их в это место? Сам Джорджоне, поместивший их на переднем плане картины, молчит об этом, не дает даже малого намека. Создается даже ощущение, что люди здесь случайны, выступают просто дополнением к прекрасному пейзажу, созданному художником.
А пейзаж, действительно, прекрасен. Сочные, насыщенно-зеленые деревья, кустарники и и более яркая трава окружают темно-синюю реку, в которой отражаются краски низкого неба.
А дальше город, неопознанный и неопознаваемый, с оборонительными башнями вдоль травянистого берега реки, и колокольней вдали.
Некоторые искусствоведы называют картину Джорджоне "Буря" одной из первых пейзажных картин.
Но вернемся к персонажам. О том, кто изображен на картине, у искусствоведов существует много мнений. Причем, они настолько противоречивы, что остается только удивляться, как их могли придумать.
Первое упоминание о картине относится к 1530 году, когда венецианский писатель и коллекционер произведений искусств Маркантонио Микьель описал её, как «Пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом, сделанный рукой Дзордзи да Кастельфранко».
К 19 веку за картиной определилось название «Семья Джорджоне», предполагающая, что на картине изображен сам художник и его жена.
Существует мнение, относящаяся к мифологической теме. Немецкий учёный Франц Викхофф, что утверждает, что на ней изображен маленький Парис, герой древнегреческих мифов, отданный на воспитание пастухам.
Одной из версий была та, что на картине изображен Эдемский сад с Адамом, Евой и младенцем Каином.
В общем, список можно продолжать. И каждая из версий никак не доказана, и каждая имеет право быть. Не мне их доказывать или опровергать.
Лучше рассмотрим персонажей, изображенных на картине внимательно. Итак, женщина.
Она молода, красива. Почти обнажена, её лишь слегка прикрывает белая накидка. Она смело смотрит на зрителя, словно бросая ему вызов и не стесняясь своей наготы.
На руках у неё ребенок, который сосет грудь.
Если хорошо подумать, то странное изображение ребенка выбрал художник. Он находится в какой-то неудобной позе. К тому же сидит не на коленях матери, а усажен на землю. Почему?
И, наконец, третий персонаж - мужчина.
Он стоит на тропинке в отдалении от кормящей матери, опираясь на длинную палку. То ли супруг, ожидающий, когда жена закончит свое кормление. То ли солдат, охраняющий гуляющую в лесу женщину. То ли случайный путник, проходящий мимо.
С этим мужчиной связана еще одна загадка полотна Джорджоне. В 1939 году была сделана рентгенограмма картины. И тогда выяснилось, что первоначально на месте пастуха ранее была написана еще одна обнажённая женская фигура.
И - опля! - картина сразу же меняет свой смысл. Так что загадка картины "Буря" так и остается неразгаданной. И вряд ли когда-то будет. А на сегодня интерпретаций сюжета картины насчитывается более двадцати. Возможно, появятся и новые.