Разглядывал фотографии советских квартир и нашел несколько снимков 1958 года из квартиры народной артистки СССР Лидии Смирновой, сделанные фотографом Семеном Мишиным-Моргенштерном.
Очень понравилась роскошная по тем временам обстановка в ее доме. Некоторые вещи показались знакомыми, а какие-то я никогда не видел.
Первое, на что я обратил внимание, – деревянная тумба. У моих родителей была похожая. Отец хранил в ней газеты и журналы. Простояла она в родительской квартире довольно долго и выглядела вполне приемлемо, не считая небольших царапин на корпусе.
Рядом с тумбой располагался деревянный стул, на котором отец любил читать, а табуретки мы использовали исключительно на кухне. Мама шила на них мягкие чехлы, используя ткань от старых вещей. Поэтому они различались по стилю и цвету.
А вот телефон мы долгое время не могли установить. Тогда это был настоящий предмет роскоши. В детстве я мечтал об аппарате с круглым диском. В то время иметь телефон дома было так же круто, как сейчас пользоваться айфоном.
Деревянный лакированный паркет придает помещению неповторимую атмосферу дореволюционной России. Но такой дорогой пол могли позволить себе только представители советской элиты.
На этом фото виднеется край деревянного буфета. Этот предмет мебели стоял во многих квартирах в СССР, в том числе и в нашей. Мама хранила в нем посуду, а наши родственники из Ленинграда заставили полки дорогим коллекционном фарфором, произведенным на Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова. До сих пор вспоминаю, с каким интересом я разглядывал красивые блюдца, чашки, статуэтки.
Наш буфет выглядел менее шикарно, зато возле него стоял красивый круглый стол, который мать накрывала клетчатой скатертью с бахромой. Он был старый, но в отличном состоянии.
Столов со скошенными углами, как в квартире Лидии Смирновой, я не видел. Возможно, что такие были доступны только знаменитостям.
Очень понравился тюль на заднем плане, такой легкий и воздушный. У нас в квартире был тюль с вытканными цветами, которые смотрелись неестественно. А желтоватые шторы с абстрактными геометрическими рисунками в теплых тонах меня вообще раздражали.
Эта плита вызвала у меня ностальгию по прошлому. У нас была похожая – на ножках, с двумя конфорками и духовкой. Мама пекла вкуснейшие пироги и булки, как на фото, запах которых я до сих пор ощущаю, если закрою глаза и погружусь в воспоминания.
Шкафчик под окном играл роль зимнего холодильника. Летом температура в нем мало отличалась от той, что была в квартире, поэтому мы использовали его для хранения круп.
Белую плитку вспоминаю с содроганием. Такая была на кухне и у моих родителей, и у меня, когда я стал жить отдельно. Почему-то она ассоциировалась с больничной палатой. Стало чуть веселее, когда я украсил каждую плитку переводными картинками.
На этом фото все выглядит, как на журнальных страницах. Виднеется край телевизора, накрытого салфеткой. У нас был черно-белый телевизор на ножках с выпуклым экраном, совсем не похожий на этот.
Такое кресло я тоже не видел ни в одной квартире. Были модели попроще с деревянными ножками, подлокотниками и зеленой обивкой. У соседей стояли точно такие же, только обивка была красной.
На заднем плане разглядел массивный комод из дерева. Очень красивый, такой мог прослужить десятки лет. У нас тоже был комод, но поменьше, с четырьмя ящиками и резными элементами. Он до сих пор стоит на даче и нуждается в реставрации.
Очень похожая хрустальная ваза, как слева на фото, была у мамы. Она так же стояла на комоде. Мама ставила в нее искусственные гвоздики, раньше это было модно.
Поразило большое количество фотоальбомов. У моих родителей был старый альбом с фотографиями родственников в бордовом кожаном переплете. Когда родилась сестра, появился детский альбом в красном бархатном переплете, в него вклеено много моих фотографий. Еще был свадебный альбом. Он был толстый и почти незаполненный снимками.
А какие предметы обстановки были в ваших советских жилищах?