Ещё одно сравнительно недавно появившееся словечко. Неудобопроизносимое, хотя и всем понятное. Правда, смысл у него довольно туманный, зато можно использовать на своё усмотрение: хочешь — в качестве похвалы, хочешь — как интеллигентное ругательство. В лексиконе писателя ему тоже находится место.
Что такое перфекционизм
Развеем немного туман вокруг этого термина. «Перфекция» (perfectio) переводится с латыни, как «безупречность», точнее, «высшая степень качества» — идеал. А перфекционизм — это стремление к идеалу. Ну, да, идеал недостижим, но стремиться-то к нему можно?
Стремиться к идеалу, конечно, можно и даже нужно, только понимая, что цель эта абстрактная, а результат у любой деятельности должен быть конкретный. И результату этому вовсе не обязательно быть идеальным, он может быть просто хорошим, нужным, функциональным, востребованным.
Перфекционист этого не понимает и не желает удовлетвориться результатом, если его нельзя оценить как совершенный. В любом деле такой человек до бесконечности устраняет свои погрешности, шлифует шероховатости, исправляет мельчайшие ошибки, при этом часто добавляя новых. Высокий уровень критической оценки своей деятельности не позволяет ему смириться с недостатками.
Такой дотошный и упрямый человек надеется, что идеальный результат рано или поздно будет достигнут, но, в конце концов, ему приходится признать, что он неспособен достичь вообще никакого результата. И важное для него дело так и остаётся незавершённым. А сам перфекционист ощущает себя неудачником, неспособным справиться даже с элементарной задачей.
Вот так и бывает по поговорке: «Лучшее — враг хорошего». Перфекционисты встречаются в любой деятельности, в писательской их тоже хватает.
Перфекционизм в литературном творчестве
Творчество связано с вдохновением, но не все знают, что это главный барьер для перфекционизма. Когда человек одержим вдохновением, он с восторгом воспринимает и процесс своего труда, и его результат. Он ощущает себя гением, потому что творчество даёт ему крылья для полёта. А если говорить по-научному, то состояние вдохновения способствует выработке мозгом гормонов удовольствия и счастья — эндорфинов, они и мешают критической оценке результатов своего труда. Потому что всё же так классно получается!
Опытные писатели (художники, композиторы) это знают и не доверяют восторгам вдохновения. Рано или поздно эйфория пройдёт, и мозг начнет критически оценивать то, что он наворотил под влиянием вдохновения. Здесь и кроется опасность удариться в самобичевание и перфекционизм. Дело в том, что после эмоционального подъёма и расхода творческой энергии, наступает откат — появляется чувство усталости, снижается эмоциональный тонус, а вместе с этим возникает ощущение неудовлетворённости собой, собственной ущербности и чрезмерно критическая оценка результатов своего труда.
Заглянув в текст, автор приходит в уныние, а то и в ужас и начинает править. Он вспоминает множество слышанных советов, погружается в изучение умных статей (например, моих), находит у себя массу ошибок, недочётов и признаёт несовершенство своего произведения.
Если автор не связан никакими сроками, то правки текста и доведение его до идеала могут длиться бесконечно. А книга год за годом так и остаётся незавершённой.
Последствия перфекционизма
Недописанная, заброшенная книга и чувство разочарования в себе — это плохо, но есть ещё не менее неприятные последствия перфекционизма.
- Одержимый желанием довести свой текст до совершенства писатель нетерпим к критике. Да, вот так странно получается. С одной стороны, он и сам понимает необходимость исправить недостатки своего текста и сделать его как можно лучше. С другой стороны, подсознательно ждёт, что его похвалят и убедят в обратном, поэтому болезненно реагирует на критику. И снова вспомню только уже другую поговорку о правде, которая колет глаза. Я часто с таким сталкиваюсь. Автор просит сделать анализ текста и написать критическую рецензию, чтобы понять, что надо изменить. Но в ответ на объективную критику обижается.
- Автор-перфекционист нервно реагирует на успехи собратьев по перу. Ведь если он своё произведение уже который год закончить не может, то тот, кто третий роман за год пишет, уж точно графоман, и книги его — бред и ... вот это самое. Кстати, можно почитать статью о «скоростных романах» на этом канале, перейдя внизу по ссылке.
- Писателю, одержимому перфекционизмом страшно показывать своё произведение другим людям, ведь оно же недостаточно хорошо. В итоге он пишет в стол и чувствует себя или неудачником или непризнанным гением, что, согласитесь, странно, раз никто его произведения не читал. И что, не менее прискорбно, этот автор уже не ощущает ни удовлетворения от своего труда, ни радости творчества.
Что делать
Чтобы избежать одержимости перфекционизмом, нужно помнить об этой опасности и не подаваться желанию совершенствовать свой текст в погоне за идеалом. Хочу дать несколько советов, возможно, они вам пригодятся.
- Перед тем как начать писать книгу, сдержите порыв вдохновения и тщательно проработайте сюжет, образы героев, структуру и композицию книги. Это тот скелет, который вы не будете ломать во время редактуры. Убедите себя не поддаваться этому соблазну. Да, план книги может меняться в процессе, но не после того, как книга уже написана. И основной костяк всё же сохраните, особенно если подозреваете себя в перфекционизме. Иначе есть опасность потом переписывать книгу с нуля и не один раз.
- Не занимайтесь серьезной редактурой до тех пор, пока не поставите финальную точку. Конечно, если вы выкладываете текст по главам, то ошибки проверить надо, но это лишь косметические правки. И вообще, те авторы, что пишут «продами» редко страдают от перфекционизма — у них на это нет времени.
- Когда книга завершена, дайте ей отлежаться, но не слишком долго, максимум неделю. Иначе есть опасность оценки: «Какой же бред я написал!»
- Начинайте редактуру, поставив себе задачу исправлять исключительно ошибки, не только грамматику, конечно, но и лексические ошибки, построение предложений, логику, если в этом есть необходимость. Но не давайте себе править сюжет, менять характеры героев, вводить какие-то новые фигуры или убирать имеющиеся. То есть правки не должны привести к переписыванию.
- После первой редактуры сделайте апробацию текста, то есть дайте кому-то почитать или выложите на сайте. Хорошо, если есть бета-ридер, но если его нет, то сгодится любой читатель, согласный высказать своё мнение по книге. Лучше, чтобы это был не близкий родственник или друг, которым будет неловко вас критиковать. И внимательно прислушайтесь к их критике.
Слушать надо внимательно, мотать на ус, но не кидаться сразу править, что-то менять или улучшать. Повторная редактура также не должна привести к кардинальным изменениям и переписыванию.
Ваша книга так и осталась несовершенной? Конечно. Она и не может быть совершенной хотя бы потому, что она первая, а совершенство иллюзорно. Редко кто из серьёзных писателей гордится своими первыми книгами. Они необходимы для того, чтобы понять, как сделать лучше, а как не стоит. И это та база, которая станет основой для вашей следующей книги.
Поэтому поблагодарите себя за проделанный труд и приступайте к новому произведению, в котором вы учтёте все недостатки предыдущего. Тогда каждый следующий роман, повесть, рассказ будет ещё одним шагом к совершенству.
"Скоростные романы, или За какое время можно написать книгу"