Найти тему

Перфекционизм: чем он опасен для начинающего писателя

Оглавление

Ещё одно сравнительно недавно появившееся словечко. Неудобопроизносимое, хотя и всем понятное. Правда, смысл у него довольно туманный, зато можно использовать на своё усмотрение: хочешь — в качестве похвалы, хочешь — как интеллигентное ругательство. В лексиконе писателя ему тоже находится место.

Что такое перфекционизм

Развеем немного туман вокруг этого термина. «Перфекция» (perfectio) переводится с латыни, как «безупречность», точнее, «высшая степень качества» — идеал. А перфекционизм — это стремление к идеалу. Ну, да, идеал недостижим, но стремиться-то к нему можно?

Стремиться к идеалу, конечно, можно и даже нужно, только понимая, что цель эта абстрактная, а результат у любой деятельности должен быть конкретный. И результату этому вовсе не обязательно быть идеальным, он может быть просто хорошим, нужным, функциональным, востребованным.

Перфекционист этого не понимает и не желает удовлетвориться результатом, если его нельзя оценить как совершенный. В любом деле такой человек до бесконечности устраняет свои погрешности, шлифует шероховатости, исправляет мельчайшие ошибки, при этом часто добавляя новых. Высокий уровень критической оценки своей деятельности не позволяет ему смириться с недостатками.

Такой дотошный и упрямый человек надеется, что идеальный результат рано или поздно будет достигнут, но, в конце концов, ему приходится признать, что он неспособен достичь вообще никакого результата. И важное для него дело так и остаётся незавершённым. А сам перфекционист ощущает себя неудачником, неспособным справиться даже с элементарной задачей.

-2

Вот так и бывает по поговорке: «Лучшее — враг хорошего». Перфекционисты встречаются в любой деятельности, в писательской их тоже хватает.

Перфекционизм в литературном творчестве

Творчество связано с вдохновением, но не все знают, что это главный барьер для перфекционизма. Когда человек одержим вдохновением, он с восторгом воспринимает и процесс своего труда, и его результат. Он ощущает себя гением, потому что творчество даёт ему крылья для полёта. А если говорить по-научному, то состояние вдохновения способствует выработке мозгом гормонов удовольствия и счастья — эндорфинов, они и мешают критической оценке результатов своего труда. Потому что всё же так классно получается!

Опытные писатели (художники, композиторы) это знают и не доверяют восторгам вдохновения. Рано или поздно эйфория пройдёт, и мозг начнет критически оценивать то, что он наворотил под влиянием вдохновения. Здесь и кроется опасность удариться в самобичевание и перфекционизм. Дело в том, что после эмоционального подъёма и расхода творческой энергии, наступает откат — появляется чувство усталости, снижается эмоциональный тонус, а вместе с этим возникает ощущение неудовлетворённости собой, собственной ущербности и чрезмерно критическая оценка результатов своего труда.

Заглянув в текст, автор приходит в уныние, а то и в ужас и начинает править. Он вспоминает множество слышанных советов, погружается в изучение умных статей (например, моих), находит у себя массу ошибок, недочётов и признаёт несовершенство своего произведения.

Если автор не связан никакими сроками, то правки текста и доведение его до идеала могут длиться бесконечно. А книга год за годом так и остаётся незавершённой.

-3

Последствия перфекционизма

Недописанная, заброшенная книга и чувство разочарования в себе — это плохо, но есть ещё не менее неприятные последствия перфекционизма.

  • Одержимый желанием довести свой текст до совершенства писатель нетерпим к критике. Да, вот так странно получается. С одной стороны, он и сам понимает необходимость исправить недостатки своего текста и сделать его как можно лучше. С другой стороны, подсознательно ждёт, что его похвалят и убедят в обратном, поэтому болезненно реагирует на критику. И снова вспомню только уже другую поговорку о правде, которая колет глаза. Я часто с таким сталкиваюсь. Автор просит сделать анализ текста и написать критическую рецензию, чтобы понять, что надо изменить. Но в ответ на объективную критику обижается.
  • Автор-перфекционист нервно реагирует на успехи собратьев по перу. Ведь если он своё произведение уже который год закончить не может, то тот, кто третий роман за год пишет, уж точно графоман, и книги его — бред и ... вот это самое. Кстати, можно почитать статью о «скоростных романах» на этом канале, перейдя внизу по ссылке.
  • Писателю, одержимому перфекционизмом страшно показывать своё произведение другим людям, ведь оно же недостаточно хорошо. В итоге он пишет в стол и чувствует себя или неудачником или непризнанным гением, что, согласитесь, странно, раз никто его произведения не читал. И что, не менее прискорбно, этот автор уже не ощущает ни удовлетворения от своего труда, ни радости творчества.
Художник Виталий Самарин
Художник Виталий Самарин

Что делать

Чтобы избежать одержимости перфекционизмом, нужно помнить об этой опасности и не подаваться желанию совершенствовать свой текст в погоне за идеалом. Хочу дать несколько советов, возможно, они вам пригодятся.

  1. Перед тем как начать писать книгу, сдержите порыв вдохновения и тщательно проработайте сюжет, образы героев, структуру и композицию книги. Это тот скелет, который вы не будете ломать во время редактуры. Убедите себя не поддаваться этому соблазну. Да, план книги может меняться в процессе, но не после того, как книга уже написана. И основной костяк всё же сохраните, особенно если подозреваете себя в перфекционизме. Иначе есть опасность потом переписывать книгу с нуля и не один раз.
  2. Не занимайтесь серьезной редактурой до тех пор, пока не поставите финальную точку. Конечно, если вы выкладываете текст по главам, то ошибки проверить надо, но это лишь косметические правки. И вообще, те авторы, что пишут «продами» редко страдают от перфекционизма — у них на это нет времени.
  3. Когда книга завершена, дайте ей отлежаться, но не слишком долго, максимум неделю. Иначе есть опасность оценки: «Какой же бред я написал!»
  4. Начинайте редактуру, поставив себе задачу исправлять исключительно ошибки, не только грамматику, конечно, но и лексические ошибки, построение предложений, логику, если в этом есть необходимость. Но не давайте себе править сюжет, менять характеры героев, вводить какие-то новые фигуры или убирать имеющиеся. То есть правки не должны привести к переписыванию.
  5. После первой редактуры сделайте апробацию текста, то есть дайте кому-то почитать или выложите на сайте. Хорошо, если есть бета-ридер, но если его нет, то сгодится любой читатель, согласный высказать своё мнение по книге. Лучше, чтобы это был не близкий родственник или друг, которым будет неловко вас критиковать. И внимательно прислушайтесь к их критике.
-5

Слушать надо внимательно, мотать на ус, но не кидаться сразу править, что-то менять или улучшать. Повторная редактура также не должна привести к кардинальным изменениям и переписыванию.

Ваша книга так и осталась несовершенной? Конечно. Она и не может быть совершенной хотя бы потому, что она первая, а совершенство иллюзорно. Редко кто из серьёзных писателей гордится своими первыми книгами. Они необходимы для того, чтобы понять, как сделать лучше, а как не стоит. И это та база, которая станет основой для вашей следующей книги.

Поэтому поблагодарите себя за проделанный труд и приступайте к новому произведению, в котором вы учтёте все недостатки предыдущего. Тогда каждый следующий роман, повесть, рассказ будет ещё одним шагом к совершенству.

"Скоростные романы, или За какое время можно написать книгу"