И вдруг часы остановились, как будто по ним кто-то ударил.
(Морт Синдер)
В моих руках огромная книга. На моей книжной полке это уже второй комикс после "Бойцовского клуба". Но этот, чтобы листать, кладу на журнальный столик. Издание тяжелее моего компьютера, а еще тяжелее моих представлений о зле человеческом. Графический роман "Морт Синдер" – роман о зле.
Причем ирония судьбы в том, что автору уже через 15 лет с момента создания романа придется стать жертвой зла, беспричинного, бессмысленного и беспощадного.
Роман из тысячи с лишним черно-белых рисунков, с текстом на плотной бумаге. Когда его листаешь, листы хлопают как крылья птицы.
Эктор Херман Оэстерхельд
Автор романа Эктор Херман Оэстерхельд из породы публичных сталкеров, которые в политике много значат, но не занимают при этом никаких постов.
Из тех людей, которые ставят на кон свою жизнь и не жалеют об этом.
Из тех людей, которые в итоге выигрывают, даже если их уже нет в живых.
Из тех людей, которые не задумываясь о славе, берут себе пригоршню псевдонимов. HGO, Х. Стерджисс, К. де ла Вега, Франсиско Г. Васкес,
Херман Стерджисс, Эктор Санчес Пуйоль, Джо Триггер, Патрик Хэнсон – это все он, Оэстерхельд.
Что за выскочка этот аргентинец? Когда он жил? Что он сделал? Отчего роман его графический? Как все произошло?
Что? Где? Когда? – в игре еще можно порыться в голове за ответом, а вот в жизни едва ли.
Писатель и художник Оэстерхельд родился 23 июля 1919 года. Свою жизнь он посвятит комиксам. (На минутку отвлекусь, только взяв в руки его "Морта Синдера" я по-настоящему понял, что такое комикс, и в чем его сила, даже без заглавных букв в тексте. Но об этом чуть позже).
Его комиксы набирают популярность в самой взрослой аудитории. Закрученный сюжет, образность, краткость, лаконичность. При этом психологическое напряжение, эмоционально насыщенный язык. И главное, действие способно вобрать в себя любые эпохи, как в омут. Дело не только в детализированной выверенной графике, мощные образы двух главных героев – это гимн человечности, это "критика властного разума" , а Оэстерхельд – жесткий критик всех военных диктатур в Аргентине с 1955 по 1983 год.
Настолько он непримирим? – спросите вы.
Перехожу к самому трагичному эпизоду его жизни.
раздался настойчивый стук в дверь. (Морт Синдер)
В 1977 году в Аргентине стояла диктатура Виделы, когда во время террора многие борцы за свободу стали пропадать. После создания комикса о Че Геваре, Оэстерхельд навсегда исчез. Но пропали и четыре(!) его дочери вместе с мужьями (они были членами Montoneros – группы городских партизан), – до сегодняшнего дня информации никакой, куда ведет след преступления ясно.
раздался шум удар скрип –не знаю... (Морт Синдер)
Морт Синдер
В 1962 году Оэстерхельду вместе с карикатуристом Бреччиа (он родом из Уругвая) суждено было создать легендарный хоррор-комикс "Морт Синдер" об одной истории.
Масштаб невероятен, если учесть, что изображений разных сцен более тысячи. Герой загадочен, сюжет динамичен. Герой – жертва всех человеческих грехов, выпутывается из паутины несправедливостей и сети злодеяний. Так много действия, что ориентация во времени потеряна, а потому героя можно обнаружить как в Древнем Риме, так и в современной лаборатории.
Я не узнал историю автора о происхождения его идеи, даже из его фотографий – одна, будто он представитель не 20 века, а 19-го. Но внешность героя комикса заимствована у помощника графика Бреччиа – Горацио Лалии, а вот ученый-антиквар Эзра Уинстон – копия самого Бреччиа.
Но тысячи изумительных рисунков, где на каждом драма, на каждом действие, определяющее судьбу героев, не могли возникнуть на пустом месте. Текст, лаконичен и краток до предела. Каждый образ взят из жизни, но как у скульптора штихелем-резцом отделан.
Графический хоррор-комикс вещь не читабельная, – его надо смотреть, смаковать, потом задумываться. Смотришь, зависая на отдельных иллюстрациях, вникаешь, попадаешь под мрачное обаяние Морта Синдера, и с тобой происходит метаморфоза, ты тоже прячешься по стенам, когда видишь зловещие тени, а ситуации, происходящие с несчастным антикваром, похожи на твои, не по сюжету, по ощущениям, когда к тебе рвется «пляска смерти».
Старуха с косой вытанцовывает на каждой странице, она – проводник Морта Синдера в его путешествиях вне времени и вне пространства . Значит, он должен погибать и возрождаться. Разве не так происходит с нами и нашими мыслями? Он должен «разрушать» историю своим присутствием, своими идеалами, ведь реальность всегда была гнусной.
Читатели сметали с прилавков журналы Misterix, – хоррор-комикс выходил в виде журнального стрипа, начиная с выпуска № 714 от 26 июля 1962 года – и до 1964 года. Но сегодня это легендарный роман.
все дело в раскаянии. работа не избавляет от воспоминаний. они всегда возвращаются. мои старые, окутанные тайнами вещи пытались мне что-то "сказать", но я их "не слышал". (Морт Синдер)
Сюжет где-то перекликается с кафкианским "Процессом".
Роман не был завершен по известным трагическим причинам.
И знал же Оэстерхельд свое будущее, знал. Ему за 50, он состоялся как писатель и иллюстратор, жена, дети и внуки, зачем он рискует собой и дочерьми?
Наверно, ответ у Высоцкого в "Натянутом канате".
Хотя сегодня к Высоцкому обращаются все реже. Но послушайте.
"Посмотрите — вот он без страховки идёт.
Чуть правее наклон — упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон — всё равно не спасти…
..................................................................................
Но зачем-то ему тоже нужно пройти четыре четверти пути!"(В.Высоцкий)
По-моему, Высоцкий говорит о другом измерении своего пути у таких людей как Оэстерхельд.
Графический роман 1962 года. Роман времен диктатуры. Роман поиска, тупика и отчаяния. Герои ищут выход. Листаешь, и листы хлопают как крылья птицы.
#комиксы на русском
#роман
#книжная графика
#культура
#знаменитости
#Морт синдер