Найти тему
Язва Алтайская.

Калинка

-Ой, Лиза, вот смотрю я на вас, современных беременных, и смешно, вот ей-богу. -Баба Маша, глядя на свою беременную внучку улыбалась. Такие вы все нежные, ранимые, и сохранения у вас, и скрининги, и тяжелее ложки ничего поднимать нельзя, прям готовы целыми сутками на диване у телевизора лежать, да чтобы телефон под боком был. А я тебе так скажу, беременность- не болезнь, это от удовольствия. Вот ты, Лиза, что ты с животом своим так носишься? Не ты первая, не ты последняя. У тебя срок- неделя, а ты уже живот свой выпятила, впереди себя его несешь.

-Баб, ну скажешь тоже, неделя! Не неделя, а 16 недель.

-Неделя-ли, шешнадцать-ли, какая разница? Ну что ты все лежишь, да в телефон свой уткнулась? Сходила бы хоть прогулялась. Насидишься еще в городе своем. Тут природа, воздух какой, хоть ложкой черпай, да в рот кидай.

Да тебе не понять, баб. Мне доктор сказал, больше покоя, ничего делать нельзя. У меня тонус, а это плохо.

-А где же его не будет, тонусу вашего, когда вы и носа на улицу боитесь показать. Свежий воздух- он всегда полезен, а особенно беременным. Дед, ну ты- то чего молчишь? У тебя дитё без воздуха задыхается, а он в усы ухмыляется!

-А что я скажу? Хорошо, что внучка не в тебя пошла.

-Что это? Почему хорошо? Да как это не в меня-то? Ты что такое говоришь, дед? Ты поглянь- ка, да мы же с ей одно лицо! Ну- ка, смотри внимательней! Вот же, и нос, и глаза! Один в один!

-А то! Ещё зубы ей выдрать, да мочалку на голову напялить, и точно близняшки. Да не дуйся ты, Маша. Я ведь не о том говорю. Похожи, как не похожи- то! Чай, хоть маленько, да родня. Я и говорю, что хорошо, Лизка не в твою породу удалась, гончую. Пусть и домоседка, зато по полям, да по лесам не шастат, пузо берегёт.

-Вот каво ты опять мелешь, старый? Ты, Лизонька, его не слушай. Там, на улке, опять однако полнолуние. А то ты деда нашего не знашь! У его, как полна луна приходит, в голове точно помутнение наступает, и начинает каво попало собирать.

-Это я-то каво попало собираю? У меня в голове полнолуние? Да и пусть так! Зато в твоей тыкве- то всю жизнь опилки одни!

- Баба, дед, ну хватит вам ругаться! Что вы всё как маленькие!

-А кто ругается- то, Лизок? Ты с наше вместе поживи. Это мы так разговариваем. Ты лучше у бабки- то своей спроси, как ей калинки захотелось!

Фото моё. Пусть и не калина, а рябина, но всё равно красиво.
Фото моё. Пусть и не калина, а рябина, но всё равно красиво.

-Ой, дед! Ну ты нашел, что вспомнить. Ты же мне эту калину всю жизнь вспоминаешь.

-И буду вспоминать! А то гляди-ка, совсем девку съела со своими прогулками. Пусть лучше дома сидит, чем как ты, по лесам шататься, чтобы вся деревня тебя искать ходила.

-Баб, а что за калина? Расскажи!

-Ой, ну калина, и калина. Ягода такая.

***

У бабки- то твоей пузо уж на нос лезло, она мать твою носила. Работала до последу, да еще и умудрялась по грибы- ягоды ходить. Вот страсть, как любит она это дело. Я уж ругался на нее, мол, сиди, побереги себя, никуда твои леса не денутся, вот родишь, и тогда ходи. Да разве слушала она кого? Ей вот- вот рожать, а люди за калиной толпами ходят, в зиму запасы делают. Я ить ей строго- настрого запретил идти, мол, сам привезу, не хуже тебя наломаю. Да куды там! Я только за порог, и она следом.

Прихожу я значит на обед, а обеда то и нет. И бабушки дома нет, в щеколду веточка вставлена, уже и снегом её припорошить успело, стало быть давненько дома никого нет. Я в сарайку- то глядь- крюка нет. Так и знай, что Марья моя по калину ушла, я ей этот крюк нарошно смастерил, им ветки ловчее нагибать. Ну что делать! Хлеба с салом поел, посидел, время идет- нет бабки дома. А на душе до того неспокойно, хоть волком вой. Снежок сыплет потихоньку, следочки заметает. А ну как заблудилась, или того хуже, рожать приспичило? У нас ведь по сей день близ деревни калина не растет, далеко за ей идти приходится. Я к председателю, мол, так и так, давай мне людей, пойдем Марью искать, пока еще следы видно. Хорошо, председатель мужик толковый, сразу скумекал, что к чему.

Собрали народ, разбрелись по сторонам, куда чаще всего бабы ходят. Тропки- то везде натоптаны, во все стороны, поди, знай, куда её леший поволок, в какую сторонушку. Это вам сейчас хорошо, у каждого телефоны, позвонил, да знаешь , где искать, а у нас только на удачу и искали потеряшек таких.

Добрел я до конца тропки, уже и калина кончилась, а бабки не видать. Развернулся, да в другую сторону пошагал. А буран раздувается, дует сильнее. Иду, слушаю как ветер шумит, да думу думаю, может дома уже Марья- то, сидит у печи, ручки греет, а я по лесам ее ищу. И так задумался, что и не слышу ничего, да не вижу. Сошел с тропы, да в снег провалился. Пока выбирался, слышу, словно кричит кто. Прислушался- и правда, кричит. Я в ответ, мол, кто тут? А сам- то понял уже, что жена моя где- то поблизости. Насилу нашел её, горемычную. Сидит в сугробе, посинела вся от холода. Я её поднимать- а она в крик- ногу зажало. Пока я яму- то раскопал, пока ее освободил, тут уж и подмога к нам по другой тропиночке пришла. Мы её на сани посадили, как королевишну, везем, а она опять в крик- мешок- то с калиной забыли! Вот веришь-ли, внученька, прям там хотел её хворостиной огреть, и огрел бы, так пожалел бабу дурную. Привезли мы ее домой, отогрели, отпоили чаем. Слава богу, обошлось, окромя соплей ничего и не прицепилось к ей, даже ногу не сломала. Вот так-то, Лизок.

-Баб, так а что ты в сугробе сидела? Выбраться не могла?

-Да я на пригорочек встала, да за рясной гроздью потянулась, ступила неловко, и в сугроб провалилась. А пимы- то большие, я ногу дёрг- нога вышла, а пим в сугробе остался. Я пока скакала на одной ноге, как кузнечик, да снова провалилась. И надо же мне было умудриться в коряги попасть. Туда- то нога гладко прошла, а обратно никак, словно в тиски её зажало. Была бы без пуза- ловчее бы было, а так- ну куда мне, сроду не выбраться, мало того, что шубейка тяжелая, да и я неповоротливая.

-Бабушка, ну ты даешь! И не побоялась ведь! А не дай бог что случилось бы! Так и замерзнуть недолго.

-Ох, Лизавета, это ведь я потом уже поняла, какую глупость затеяла, когда мамку твою родила. Аккурат через неделю после похода своего и поехала рожать. А как прижала детоньку свою к себе, так и подумала- и зачем мне эта калина понадобилась? Ведь такое чудо угробить могла! Хорошо, что дед на обед прибёг, да меня хватился, а так бы до вечера точно замерзла.

-Калина говоришь тебе не нужна? А кто в мешок этот вцепился, да до самого дому волоком тащил? Это все жадность твоя. А только толку от той калины-то? Ты хоть ягодку потом съела?

-От каво ты привязался ко мне с этой калиной? Ведь знаешь, что с той поры на дух её не переношу, ни вкуса, ни запаха терпеть не могу. Я ведь, внученька, пока в снегу сидела, всю ветку, что около меня была и объела, да так, что аж задавило меня с её, так плохо потом было.

-Вот я об чем и говорю, что сам не ам, и другим не дам. А калина вкусная, да полезная шибко. Помнишь, Лизок, ты маленькая была, прабабка твоя парила ее. Раньше еда- то простая у нас была, что сам приготовишь, то и лопаешь. Это сейчас у вас все в магазине есть, сходил, да купил. А калину надо правильно заготавливать, бабушка- то твоя и по сей день мастерица, знает как надо. В нужное время калину веточками наломаешь, по морозцу- то, чтобы ягоды не подавить, да сок с их не выпустить, а уже дома на кольца железные навешаешь её, и вымораживаешь, чтобы горечь ушла. А зимой в чугунок насыпаешь ягоды, да в печке русской томишь. Запах по всей избе стоит, аж дух выворачивает, а потом с сахарком, или с медом ешь её. Эх, было времечко, да, Марья?

-Дед, ты так вкусно сейчас рассказал, что я вспомнила этот вкус, и так мне вашей калины захотелось! Пойду прогуляюсь, воздухом подышу.

-Ты смотри, далеко не ходи, старый я уже, чтобы женщин беременных из сугробов спасать. А что, Маша, может в ночь- то поставим калины на печку? Не все же птичкам твои сниски объедать. А коли не выдюжишь запаха, так к куме сходи, ночку поквартируйся. Надо внученьку уважить, где она еще такое поест?

Уже на следующее утро Лиза с аппетитом ела пареную калину , вспоминая свое детство, и понимая, что возможно ест это лакомство в последний раз. Бабушка увлеченно перетирала через сито очередную партию ягоды, чтобы внучка взяла с собой в город кусочек детства. Странно, но никакого отвращения к ягоде старушка больше не чувствовала. Наверное, переболело.

Что- то сегодня вспомнилось вот это варенье из калины. Ведь и правда, оно не только вкусное, и очень полезное. В моем детстве бабушка часто парила калину в русской печи. Запах конечно своеобразный, зато вкус- неповторимый, и ни с чем несравнимый. А вот мои дети , к сожалению, данную ягоду не пробовали. Вот думаю, может птички еще не все склевали, сходить в лесок, поискать, да удивить детей.

А еще вспомнилось, когда я была беременна дочерью, мне захотелось калины. Простой, мороженой калины. Мы, хоть и жили в поселке, а уже мало кто её вот так заготавливал. А я сижу, и плачу. Муж со свекром в панике, что же случилось, какое такое вселенское горе меня посетило? Может рожать собралась? Когда я сквозь слезы скромно сказала, что хочу калины, свекор собрался, и через час принес мне заветную ягоду. Вспомнил, что одна бабушка всегда ее заготавливает, не поленился, прогулялся, и попросил для меня ягод. Боже, с каким удовольствием я её ела! Ела, и даже не морщилась, зато муж и свекор сидели с такими лицами, будто я не калину ем, а тараканов.

А какие причуды были у вас во время беременности?

С вами как всегда, Язва Алтайская. Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.

Кстати, впереди очень много праздников, и я хочу напомнить, что у меня вы можете заказать именную сказку для ваших родных близких. Шуточную, оригинальную, именную, да собственно любую. А еще у меня появилась новинка- именной фотоальбом. Ну и именные открытки с фотографией вашего родного человека и уникальным именным поздравлением я все еще делаю и отправляю по почте напрямую адресату. По вопросам сотрудничества обращайтесь в личные сообщения.