Найти в Дзене

Theory of relativity и SpaceX участвуют в конкурсе коммерческих космических станций НАСА

Relativity заявляет, что раунд финансирования серии E стоимостью 650 миллионов долларов позволит ей ускорить разработку Terran R, транспортного средства, предназначенного для полного повторного использования и доставки полезной нагрузки более 20 000 килограммов на орбиту.
Relativity заявляет, что раунд финансирования серии E стоимостью 650 миллионов долларов позволит ей ускорить разработку Terran R, транспортного средства, предназначенного для полного повторного использования и доставки полезной нагрузки более 20 000 килограммов на орбиту.

ВАШИНГТОН — Запускающие компании Relativity Space и SpaceX были в числе компаний, которые в прошлом году представили НАСА предложения по первоначальной разработке коммерческих космических станций.

НАСА выбрало предложения во главе с Blue Origin, Nanoracks и Northrop Grumman 2 декабря для соглашений о финансировании Космического закона в рамках программы коммерческих направлений на низкой околоземной орбите или CLD. Три компании получат более 400 миллионов долларов в совокупности до 2025 года для разработки проектов коммерческих космических станций, которые могли бы прийти на смену Международной космической станции к концу десятилетия.

Во время награждения НАСА сообщило бы только, что получило 11 предложений, но не раскрыло, кто были другие участники торгов. “Почти все предложения представляли собой жизнеспособные концепции для коммерческих направлений LEO”, - сказал Фил Макалистер, директор по коммерческим космическим полетам в штаб-квартире НАСА, в разговоре с журналистами в день объявления.

НАСА опубликовало 27 января заявление о выборе источника для конкурса CLD, в котором указаны компании, подавшие предложения, и изложена оценка агентством этих предложений. Этот документ подтвердил, что агентство получило 11 предложений, два из которых, от DEHAS Limited и Hamon Industries, были сочтены НАСА неприемлемыми за неспособность “продемонстрировать существенное определение концепции и зрелость дизайна” и быть готовыми к предварительному рассмотрению проекта (PDR) в конце соглашения. Эти предложения не подвергались дальнейшей оценке.

НАСА оценило технический подход и бизнес-планы каждого предложения по цветовой шкале синего, зеленого, белого, желтого и красного цветов, что соответствует очень высокому, высокому, умеренному, низкому и очень низкому уровням достоверности соответственно. Предложения от трех относительно неизвестных компаний — Maverick Space Systems, Orbital Assembly Company и ThinkOrbital — получили “красные” оценки как за технические, так и за деловые, в то время как четвертая, Space Village, получила красную техническую оценку и желтую деловую оценку.

Заявление о выборе источника показало, что SpaceX также участвует в программе CLD. Компания не раскрыла свое предложение, которое, исходя из заявления, будет основано на преобразовании версии лунного посадочного модуля в свой космический корабль, который она разрабатывает для программы NASA Human Landing System (HLS).

Компания получила преимущества, основанные на ее технической зрелости, связанной с предложением HLS, и “сильном подходе” к коммуникациям, который, по-видимому, был связан с созвездием Starlink SpaceX. Однако НАСА оценило несколько недостатков из-за отсутствия подробностей о своей концепции, в том числе о том, как она будет размещать полезные нагрузки и расширять систему экологического контроля для длительных миссий.

Что касается бизнеса, SpaceX была отмечена за “быстрое развитие Starship и запланированную орбитальную миссию в следующем году”, а также за значительные финансовые ресурсы. Однако НАСА обнаружило отсутствие бизнес-стратегии для станции, “которая не соответствует целям развития экономики LEO”. SpaceX также потребовала полного возмещения своих затрат на разработку от НАСА, “несмотря на привлечение частного финансирования Starship”, и не включила PDR в свое предложение.

НАСА присвоило предложению SpaceX техническую оценку желтого цвета, а бизнес-плану - красную, и не рассматривало компанию для получения награды. SpaceX не ответила на вопросы 27 января о своем предложении и любых будущих планах по коммерческим космическим станциям. Компания редко отвечает на запросы СМИ.

Relativity Space, которая разрабатывает малую ракету-носитель Terran 1 и более крупную многоразовую ракету Terran R, также представила предложение, которое оказалось лучше, чем SpaceX. Компания не раскрыла планы коммерческой космической станции, и в заявлении о выборе источника содержится мало подробностей, помимо “многоразовой и возвращаемой лаборатории с возможностью возврата”.

Компания выиграла технические преимущества в анализе НАСА для “предлагаемого итеративного прототипирования и тестирования при разработке аппаратного обеспечения”, а также коротких, но частых миссий, которые могут выполняться с помощью “простой” системы контроля окружающей среды. Однако НАСА заявило, что не было плана для более длительных миссий, а также из-за отсутствия подробностей о конструкции и отсутствия технической зрелости для ключевых технологий.

Что касается бизнес-плана Relativity, НАСА нашло сильное техническое управление и хорошие внутренние ресурсы для развития станции, но отсутствие бизнес-стратегии и “необоснованная зависимость от денежных средств и доходов”. Компания также включила в свое предложение разработку ракеты-носителя, которая выходила за рамки программы. НАСА присвоило Теории относительности техническую оценку белого цвета, а бизнес-плану - желтую.

Тим Эллис, исполнительный директор Relativity, сообщил SpaceNews 31 января, что у компании есть “очень ранняя концепция” о том, как верхняя ступень ее транспортного средства Terran R может быть использована в качестве коммерческого назначения LEO, но отказался вдаваться в подробности. “То, что мы не вошли в тройку лучших, отобранных для этой программы, не помешает нам продолжить переговоры с руководством НАСА о будущем видении Относительности с полностью многоразовым Terran R”, - сказал он.

Набрав тройку лучших

Предложение Blue Origin для своей орбитальной рифовой станции получило технические и деловые оценки white в ходе первоначального анализа. Предложение получило множество технических преимуществ в своем дизайне и других аспектах, включая “использование проверенного подхода Amazon к логистике, который повышает вероятность успешного управления наземным оборудованием, поддерживающим услуги экипажа и полезной нагрузки". Однако некоторые аспекты, такие как использование надувных модулей и космических аппаратов для одного человека, были сочтены представляющими “значительные риски для выполнения предлагаемого графика”.

Компания была отмечена за “амбициозную” бизнес-стратегию и “значительный уровень частных инвестиций” в начальный период. Однако его критиковали за то, что он запрашивал больше средств из программы CLD, чем, по словам НАСА, было доступно, что было существенным недостатком, который компания позже исправила.

Предложение Nanoracks для космической станции Starlab также получило технические и деловые оценки white. Он выиграл благодаря технически зрелым конструкциям и включению таких элементов, как центрифуга. Однако НАСА сочло предложенный график “амбициозным” и посчитало, что компания переоценила уровень закрытости, которого она могла достичь в своей системе жизнеобеспечения.

НАСА заявило, что это предложение отличается сильной бизнес-стратегией и “очень значительным” объемом частных инвестиций. Однако в нем также указывалось на отсутствие деталей финансирования и “нереалистичные оценки доходов".

Предложение Northrop Grumman получило техническую оценку зеленого цвета и деловую оценку желтого цвета. У предложения было много технических преимуществ, связанных со зрелостью его дизайна и операций. Однако НАСА сослалось на недостатки в своей способности выдерживать большие полезные нагрузки и недооценило объем необходимых услуг по пополнению запасов экипажа.

Его бизнес-план был отмечен за опытную управленческую команду и вероятность выполнения графика, основанного на использовании зрелых технологий. Однако НАСА выразило озабоченность по поводу своей маркетинговой стратегии, нехватки опытного персонала по развитию бизнеса и “необоснованного” плана финансирования. Компания увеличила свои первоначально “очень низкие” инвестиции в предложение позже в ходе его оценки.

НАСА решило заключить соглашения о космическом законе со всеми тремя компаниями, обнаружив, что Blue Origin и Nanoracks относительно схожи с точки зрения бизнеса и технического развития. Northrop Grumman был технически более зрелым, чем два других, но имел большие риски для развития бизнеса. Выбрав его, агентство заключило, что “обеспечивает этому портфелю более сбалансированное распределение рисков для достижения по крайней мере одного коммерческого назначения LEO в ходе этого проекта”.

P/S " Это перевод с SpaceNews с максимальным сохранением смысла публикации .

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки