Юрий Васильевич Карапаев – мастер лаковой миниатюры, пейзажист, единственный на сегодняшний день клинчанин, которому было присуждено звание Народного художника России (за работы в лаковой миниатюре).
Юрий Карапаев родился 1 февраля 1936 года в Подмосковном Клину. Семья Карапаевых жила вблизи исторического центра – на улице Рабочей в коммунальной квартире, в доме под номером 4 (не сохранился).
Отец – Василий Михайлович (1910 года рождения) преподавал математику в школе № 1, мама – Валентина Архиповна (1917 года рождения) работала бухгалтером в МОСЭНЭРГО. В семье Карапаевых было трое детей: Юрий – старший, Ирина – средняя (1939 г.р.) и младший – Александр (1945 г.р.).
Рисовать будущий художник начал в раннем детстве. Интерес мальчика к изобразительному искусству подпитывало соседство (буквально через стенку) с местным художником Цветковым. Юный Юра не раз заходил в гости, чтобы понаблюдать за работой мастера, а иногда даже удостаивался чести помочь в рисовании какого-нибудь плаката.
В возрасте 8 лет (в 1944 году) мальчик пошёл в первый класс в школе № 1 на Советской площади (бывшая женская гимназия).
В те годы (1940-е – 1950-е) учителем черчения и изо в первой школе работал талантливый акварелист - Владимир Иванович Энский. После основных уроков он проводил дополнительные бесплатные занятия для ребят, желающих научиться рисовать. Именно он заметил в Юре художественное дарование и пригласил в свою изостудию. Карапаев, безумно любивший рисовать, конечно же, согласился.
Владимир Иванович старался привить ученикам своей изостудии интерес и любовь к искусству. Чтобы познакомить ребят с творениями великих художников, даже организовал поездку в Третьяковскую галерею. Среди экскурсантов был и Юрий Васильевич. В той поездке его чрезвычайно впечатлили картины Михаила Врубеля — техника мозаичного письма, имитация иконописных канонов в изображении людей. После, во всех своих работах, Карапаев стремился подражать именитому художнику-модернисту – это просматривается как в цветовой гамме полотен, так и в характере нанесения мазка на холст.
Энский очень гордился своим талантливым учеником, потому не стеснялся хвалить его прилюдно. Близкий друг Юрия Васильевича – клинский художник Аркадий Колосков, который тоже занимался в изостудии Владимира Ивановича, вспоминал: «Однажды, посреди урока, Энский подошёл к парте Карапаева, остановился, рассматривая Юрин пейзаж. Недолго думая, взял рисунок в руки, велел нам подойти поближе и сказал: «Посмотрите, какой замечательный этюд написал Карапаев!» Так он намекнул нам, что на Юру надо равняться».
Юрий Васильевич не только хорошо рисовал, но и неплохо пел, питал большой интерес к игре на сцене, а также активно занимался спортом (ходил на лыжах, поднимал штангу, участвовал в тяжелоатлетических соревнованиях). Одним словом, «стремился быть лучшим» во всём.
Природа решила, что будущий художник родится левшой, но нормы и убеждения ХХ века были против людей, пишущих не той рукой. Переучивать детей в правшей начинали с детсадовского возраста. Учителя били леворуких ребят указкой по пальцам, могли привязать левую руку к стулу или к туловищу. Родители эту инициативу поддерживали, а многие даже следовали примеру школьных педагогов. Валентина Архиповна была из их числа - приматывала левую руку своего сына к талии шарфом. Только после этой экзекуции она разрешала ему садиться за выполнение уроков. Несмотря на мучения и неудобства, благодаря советской идее о правильности праворукости, Юрий Васильевич одинаково хорошо владел как правой, так и левой руками. Что интереснее всего, подобно Леонардо да Винчи, Карапаев мог рисовать обеими — одновременно.
В возрасте 14 лет, по окончании 8 класса, Карапаев решил поступать в Московское цирковое училище, но родителям о том не сказал. Василий Михайлович узнал о намерении сына лишь в день первого экзамена. Человек строгий и серьёзный, он отправился на вокзал. Оставалось каких-то 5 минут до судьбоносной электрички, которая увезла бы Юру в циркачи, но Василий Михайлович успел. Чтобы уберечь сына от выбора непрестижной, как тогда считали, профессии, в качестве альтернативы он посоветовал ему отделение миниатюрной живописи в Федоскинской профтехшколе. «Тут тебе будет и развитие таланта, и сразу по окончании обучения – рабочее место на Федоскинской фабрике лаковой миниатюры» — убеждал отец. Помня о своей любви к изобразительному искусству, Карапаев перечить отцу не стал и согласился.
В 1950 году Юрий Васильевич стал студентом Федоскинской профтехшколы. Окончив её в 1954 году, Карапаев остался работать в Федоскинских художественных мастерских на долгие 46 лет.
Художник познакомился со своей будущей женой – Антониной Николаевной Балашовой, уже работая на фабрике лаковой миниатюры в Федоскино. Несмотря на то, что Карапаев целых 4 учебных года снимал комнату у матери Антонины и, что учились молодые люди в параллельных группах на одном курсе, до работы на фабрике они не общались и даже не обращали друга на друга внимания. Свела их самодеятельность – оба пели в заводском хоре и играли в спектаклях. Так, на одном из выездных выступлений они заметили друг друга и уже больше не расставались.
Свадьбу сыграли в 1957 году, в браке родили двоих детей – Александра и Елену, которые тоже выбрали путь художников, продолжая дело своих родителей.
Уже в первые годы самостоятельных творческих поисков наметились две линии в его работе: жанр и пейзаж. Карапаев в рамках традиций промысла расписывал шкатулки, вставки в ювелирные изделия, медальоны.
Развивая промысел, он пытался расширить его возможности. Юрий Васильевич первым начал расписывать панно. Одно из наиболее известных - «Золотая осень».
В 1958 году Юрий Васильевич переехал жить в Федоскино, но не потерял связь с Клинской землей. Дружбу с клинчанами – выпускниками Федоскинского училища – он пронес через всю жизнь, особенно близкой была связь с Аркадием Леонидовичем Колосковым.
Ю.В. Карапаев много и увлеченно работал, тот же Колосков удивлялся трудоспособности и упорству своего друга, который мог стоять у мольберта целый день, без перерыва.
В 1967 году Карапаев был принят в члены Союза художников СССР. В 1970 году ему вручили свидетельство о присвоении звания «Мастер – художник первого класса».
Талант художника был высоко оценен профессионалами и в 1980 году он удостоен звания Заслуженный художник РСФСР, а в 1995 году Народный художник России. Он награжден многими медалями, дипломами и почетными грамотами.
Вклад Юрия Васильевича в развитие федоскинсского промысла огромен – он первым стал расписывать крупные панно в стилистике и технике лаковой миниатюры, он создал свой уникальный узнаваемый стиль, основанный на продолговатых формах – вытянутых, близких к иконописным фигурах. Основные сюжеты миниатюр Карапаева – хоровод, деревенские гуляния, чаепития, влюблённые пары, пейзажи.
Следующим шагом его творческой биографии стало серьезное увлечение станковой живописью. В поисках своего изобразительного языка художник много экспериментировал. Очевидно, что национальные традиции, заложенные в школе лаковой росписи, проявились у художника в применении цветовых контрастов и в использовании цветовых аккордов повышенной звучности. В его полотнах сочетаются неудержимый размах поэта и точность ювелира.
Юрий Васильевич Карапаев – участник многих выставок в России и за рубежом. Его персональные выставки прошли в Далласе (США), Чикаго (США), Париже (Франция), Амстердаме (Голландия).
На протяжении всей своей жизни он был тесно связан с культурными событиями родного города, с его людьми. Участвовал во всех выставках клинских художников. В 1996 г., и в 2005 г. у Юрия Васильевича состоялись персональные выставки в Клинском краеведческом музее. При создании Клинского отделения Союза художников Подмосковья он принял активное участие в его работе.
Работы художника хранятся в Государственном музее-заповеднике Загорска (ныне Сергиев-Посад), в Истринском музее, в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее Украины (г.Сумы), Клинском краеведческом музее, галерее Казаньяна (Париж), Федоскинском музее лаковой миниатюры и др.
Юрий Васильевич ушёл из жизни 30 сентября 2009 года в Федоскино.
Решением Совета депутатов Клинского муниципального района №6/18 от 26.08.2010 г. Выставочному залу присвоено имя народного художника России Юрия Васильевича Карапаева.
Автор статьи: Кузьмина Е.И.
#юрий карапаев
#лаковая миниатюра
#история жизни художника
#искусство
#федоскино
#выдающиеся личности
#народный художник