Найти тему

Клинский Врубель — Юрий Карапаев.

автопортрет
автопортрет

Юрий Васильевич Карапаев – мастер лаковой миниатюры, пейзажист, единственный на сегодняшний день клинчанин, которому было присуждено звание Народного художника России (за работы в лаковой миниатюре).

Карапев в своей мастерской
Карапев в своей мастерской

Юрий Карапаев родился 1 февраля 1936 года в Подмосковном Клину. Семья Карапаевых жила вблизи исторического центра – на улице Рабочей в коммунальной квартире, в доме под номером 4 (не сохранился).

вид с колокольни Успенской церкви на улицу Рабочую, дом Карапаевых находился по правой стороне — третий по счёту от начала улицы (фото из коллекции А. Лазуренко)
вид с колокольни Успенской церкви на улицу Рабочую, дом Карапаевых находился по правой стороне — третий по счёту от начала улицы (фото из коллекции А. Лазуренко)

Отец – Василий Михайлович (1910 года рождения) преподавал математику в школе № 1, мама – Валентина Архиповна (1917 года рождения) работала бухгалтером в МОСЭНЭРГО. В семье Карапаевых было трое детей: Юрий – старший, Ирина – средняя (1939 г.р.) и младший – Александр (1945 г.р.).

родители Ю. Карапаева
родители Ю. Карапаева

Рисовать будущий художник начал в раннем детстве. Интерес мальчика к изобразительному искусству подпитывало соседство (буквально через стенку) с местным художником Цветковым. Юный Юра не раз заходил в гости, чтобы понаблюдать за работой мастера, а иногда даже удостаивался чести помочь в рисовании какого-нибудь плаката.

Юра Карапаев — первоклассник (за первой партой, справа)
Юра Карапаев — первоклассник (за первой партой, справа)

В возрасте 8 лет (в 1944 году) мальчик пошёл в первый класс в школе № 1 на Советской площади (бывшая женская гимназия).

Здание первой школы (приблизительно 40-е годы)
Здание первой школы (приблизительно 40-е годы)

В те годы (1940-е – 1950-е) учителем черчения и изо в первой школе работал талантливый акварелист - Владимир Иванович Энский. После основных уроков он проводил дополнительные бесплатные занятия для ребят, желающих научиться рисовать. Именно он заметил в Юре художественное дарование и пригласил в свою изостудию. Карапаев, безумно любивший рисовать, конечно же, согласился.

Владимир Иванович Энский — учитель изо и черчения в первой школе, краевед, один из основателей Клинского краеведческого музея
Владимир Иванович Энский — учитель изо и черчения в первой школе, краевед, один из основателей Клинского краеведческого музея

Владимир Иванович старался привить ученикам своей изостудии интерес и любовь к искусству. Чтобы познакомить ребят с творениями великих художников, даже организовал поездку в Третьяковскую галерею. Среди экскурсантов был и Юрий Васильевич. В той поездке его чрезвычайно впечатлили картины Михаила Врубеля — техника мозаичного письма, имитация иконописных канонов в изображении людей. После, во всех своих работах, Карапаев стремился подражать именитому художнику-модернисту – это просматривается как в цветовой гамме полотен, так и в характере нанесения мазка на холст.

Ю.В. Карапаев «Лель»
Ю.В. Карапаев «Лель»

Энский очень гордился своим талантливым учеником, потому не стеснялся хвалить его прилюдно. Близкий друг Юрия Васильевича – клинский художник Аркадий Колосков, который тоже занимался в изостудии Владимира Ивановича, вспоминал: «Однажды, посреди урока, Энский подошёл к парте Карапаева, остановился, рассматривая Юрин пейзаж. Недолго думая, взял рисунок в руки, велел нам подойти поближе и сказал: «Посмотрите, какой замечательный этюд написал Карапаев!» Так он намекнул нам, что на Юру надо равняться».

Юрий Васильевич не только хорошо рисовал, но и неплохо пел, питал большой интерес к игре на сцене, а также активно занимался спортом (ходил на лыжах, поднимал штангу, участвовал в тяжелоатлетических соревнованиях). Одним словом, «стремился быть лучшим» во всём.

Карапаев тягает штангу на заднем дворе своего дома
Карапаев тягает штангу на заднем дворе своего дома

Природа решила, что будущий художник родится левшой, но нормы и убеждения ХХ века были против людей, пишущих не той рукой. Переучивать детей в правшей начинали с детсадовского возраста. Учителя били леворуких ребят указкой по пальцам, могли привязать левую руку к стулу или к туловищу. Родители эту инициативу поддерживали, а многие даже следовали примеру школьных педагогов. Валентина Архиповна была из их числа - приматывала левую руку своего сына к талии шарфом. Только после этой экзекуции она разрешала ему садиться за выполнение уроков. Несмотря на мучения и неудобства, благодаря советской идее о правильности праворукости, Юрий Васильевич одинаково хорошо владел как правой, так и левой руками. Что интереснее всего, подобно Леонардо да Винчи, Карапаев мог рисовать обеими — одновременно.

-10

В возрасте 14 лет, по окончании 8 класса, Карапаев решил поступать в Московское цирковое училище, но родителям о том не сказал. Василий Михайлович узнал о намерении сына лишь в день первого экзамена. Человек строгий и серьёзный, он отправился на вокзал. Оставалось каких-то 5 минут до судьбоносной электрички, которая увезла бы Юру в циркачи, но Василий Михайлович успел. Чтобы уберечь сына от выбора непрестижной, как тогда считали, профессии, в качестве альтернативы он посоветовал ему отделение миниатюрной живописи в Федоскинской профтехшколе. «Тут тебе будет и развитие таланта, и сразу по окончании обучения – рабочее место на Федоскинской фабрике лаковой миниатюры» — убеждал отец. Помня о своей любви к изобразительному искусству, Карапаев перечить отцу не стал и согласился.

Карапаев в 15-летнем возрасте
Карапаев в 15-летнем возрасте

В 1950 году Юрий Васильевич стал студентом Федоскинской профтехшколы. Окончив её в 1954 году, Карапаев остался работать в Федоскинских художественных мастерских на долгие 46 лет.

коллектив Федоскинской фабрики. Карапев в нижнем ряду крайний справа, по центру сидит его жена Антонина (Карапаев держится за её руку)
коллектив Федоскинской фабрики. Карапев в нижнем ряду крайний справа, по центру сидит его жена Антонина (Карапаев держится за её руку)

Художник познакомился со своей будущей женой – Антониной Николаевной Балашовой, уже работая на фабрике лаковой миниатюры в Федоскино. Несмотря на то, что Карапаев целых 4 учебных года снимал комнату у матери Антонины и, что учились молодые люди в параллельных группах на одном курсе, до работы на фабрике они не общались и даже не обращали друга на друга внимания. Свела их самодеятельность – оба пели в заводском хоре и играли в спектаклях. Так, на одном из выездных выступлений они заметили друг друга и уже больше не расставались.

юные Юра и Тоня у Большого театра в Москве
юные Юра и Тоня у Большого театра в Москве

Свадьбу сыграли в 1957 году, в браке родили двоих детей – Александра и Елену, которые тоже выбрали путь художников, продолжая дело своих родителей.

Свадьба Юрия и Антонины Карапаевых
Свадьба Юрия и Антонины Карапаевых

Уже в первые годы самостоятельных творческих поисков наметились две линии в его работе: жанр и пейзаж. Карапаев в рамках традиций промысла расписывал шкатулки, вставки в ювелирные изделия, медальоны.

Карапаев за работой над панно "Золотая осень". Федоскинская фабрика лаковой миниатюры
Карапаев за работой над панно "Золотая осень". Федоскинская фабрика лаковой миниатюры

Развивая промысел, он пытался расширить его возможности. Юрий Васильевич первым начал расписывать панно. Одно из наиболее известных - «Золотая осень».

Панно "Золотая осень"
Панно "Золотая осень"

В 1958 году Юрий Васильевич переехал жить в Федоскино, но не потерял связь с Клинской землей. Дружбу с клинчанами – выпускниками Федоскинского училища – он пронес через всю жизнь, особенно близкой была связь с Аркадием Леонидовичем Колосковым.

На открытии персональной выставки Карапаева. Карапаев второй справа, крайний справа — его лучший друг Леонид Колосков
На открытии персональной выставки Карапаева. Карапаев второй справа, крайний справа — его лучший друг Леонид Колосков

Ю.В. Карапаев много и увлеченно работал, тот же Колосков удивлялся трудоспособности и упорству своего друга, который мог стоять у мольберта целый день, без перерыва.

В 1967 году Карапаев был принят в члены Союза художников СССР. В 1970 году ему вручили свидетельство о присвоении звания «Мастер – художник первого класса».

Талант художника был высоко оценен профессионалами и в 1980 году он удостоен звания Заслуженный художник РСФСР, а в 1995 году Народный художник России. Он награжден многими медалями, дипломами и почетными грамотами.

Вклад Юрия Васильевича в развитие федоскинсского промысла огромен – он первым стал расписывать крупные панно в стилистике и технике лаковой миниатюры, он создал свой уникальный узнаваемый стиль, основанный на продолговатых формах – вытянутых, близких к иконописным фигурах. Основные сюжеты миниатюр Карапаева – хоровод, деревенские гуляния, чаепития, влюблённые пары, пейзажи.

шкатулка "Хоровод"
шкатулка "Хоровод"

Следующим шагом его творческой биографии стало серьезное увлечение станковой живописью. В поисках своего изобразительного языка художник много экспериментировал. Очевидно, что национальные традиции, заложенные в школе лаковой росписи, проявились у художника в применении цветовых контрастов и в использовании цветовых аккордов повышенной звучности. В его полотнах сочетаются неудержимый размах поэта и точность ювелира.

"Дубрава", холст, масло.
"Дубрава", холст, масло.

Юрий Васильевич Карапаев – участник многих выставок в России и за рубежом. Его персональные выставки прошли в Далласе (США), Чикаго (США), Париже (Франция), Амстердаме (Голландия).

Ю. Карапаев с дочерью Леной в Париже
Ю. Карапаев с дочерью Леной в Париже

На протяжении всей своей жизни он был тесно связан с культурными событиями родного города, с его людьми. Участвовал во всех выставках клинских художников. В 1996 г., и в 2005 г. у Юрия Васильевича состоялись персональные выставки в Клинском краеведческом музее. При создании Клинского отделения Союза художников Подмосковья он принял активное участие в его работе.

Юрий Васильевич в Выставочном зале в Клину (сидит крайний справа)
Юрий Васильевич в Выставочном зале в Клину (сидит крайний справа)

Работы художника хранятся в Государственном музее-заповеднике Загорска (ныне Сергиев-Посад), в Истринском музее, в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее Украины (г.Сумы), Клинском краеведческом музее, галерее Казаньяна (Париж), Федоскинском музее лаковой миниатюры и др.

Юрий Васильевич ушёл из жизни 30 сентября 2009 года в Федоскино.

Решением Совета депутатов Клинского муниципального района №6/18 от 26.08.2010 г. Выставочному залу присвоено имя народного художника России Юрия Васильевича Карапаева.

-22

Автор статьи: Кузьмина Е.И.

#юрий карапаев

#лаковая миниатюра

#история жизни художника

#искусство 

#федоскино

#выдающиеся личности

#народный художник