Найти тему

Звездная болезнь, или почему старые работники считают себя незаменимыми

Приходя на работу в новый коллектив, новичок обычно чувствует себя на первых порах дискомфортно. Мало того что он должен как можно быстрее вникнуть во все тонкости производственного процесса, так еще и вынужден сразу начать непростую работу по «внедрению» в коллектив. Особое беспокойство в этом плане могут принести контакты со старыми работниками, которые обычно составляют костяк организации.

Вам тут не рады

Говоря о «старожилах», не стоит брать в расчет только возраст и стаж профессиональной деятельности сотрудников. Иногда в роли «мастодонта» может выступать молодой, но уже достаточно адаптировавшийся к местным условиям персонаж, который считает себя докой и гуру в одном лице.

Профессионалы в очень редких случаях встречают новичка с радостью и искренним желанием стать ему добрым наставником, даже если его назначение связано с острой производственной необходимостью. Обычно новый человек в коллективе сталкивается с настороженностью, каждый шаг неофита оценивается и обсуждается. Угодить же опытному работнику, который в своем деле «собаку съел», непросто.

Старый работник, прошедший на этом поприще «Крым и Рым», обычно вовсе не жаждет подсказать новичку, в каком месте того ждут подводные камни. Многие считают, что набивать собственные шишки - исключительно полезное дело. Ведь им же помогло, почему кому-то нужно подстилать соломку?

Мало того, местные корифеи искренне ощущают себя асами, которые тянут всю работу. Замена их на кого бы то ни было, особенно на молодого сотрудника без знания тонкостей службы, приведет, по их мнению, к краху конторы.

Причины завышенной самооценки старых работников

Так как подобные персонажи встречаются на большинстве предприятий, стоит говорить о некой тенденции.

Причины «звездного» поведения старожилов могут быть следующими:
- некомпетентное руководство, которое длительное время «выезжает» за счет рядовых работников и среднего управленческого персонала. Такое бывает, когда во главе организации ставят не по профессиональным качествам, а по любым другим, благо этих других можно насобирать немало;
- постоянный прием на работу неподготовленных людей, плохая работа кадровой службы. Или своеобразная политика руководителя, которого вполне устраивает то, что всю работу тянут несколько опытных профессионалов, а остальных набирают для антуража – или по внешним данным или по личным предпочтениям;
- отсутствие в организации системы подготовки новых лидеров. Если руководителю все равно, как его коллектив «делает план», он не будет уделять внимание профессиональному росту молодых сотрудников.

Пущенный на самотек кадровый вопрос уже в ближайшее время может дать свои негативные плоды. Старые работники со временем уходят на пенсию или выбирают более интересные предложения. В итоге организация может остаться с одними «недоспециалистами».

Звездная болезнь как результат «незаменимости»

Насмотревшись в течение ряда лет на результаты провала кадровой работы, опытные специалисты, даже поначалу понимающие, в чем дело, постепенно убеждаются в собственной «архиважности». Такой род профессиональной деформации может негативно сказаться не только на вновь поступающих на работу, но и на самих старожилах.

Во-первых,  они перестают обращать внимания на свой профессиональный рост, считая, что «и так все уже знают». Жизнь подобной самонадеянности не прощает, и буквально через пару лет человеку становится трудно ориентироваться в новых вызовах своей рабочей ниши.

Во-вторых, «звездная болезнь» негативно сказывается на его личных качествах. Брюзгливость, постоянные рассказы о собственной важности, стремление поучать и делать язвительные замечания тяжело воспринимаются окружающими. Вокруг некогда интересного человека начинает возникать вакуум.

В-третьих,  после нескольких удачных лет все чаще случаются события, которые разубеждают человека в его исключительности, а это очень тяжело психологически. Приходят люди, к которым прислушиваются больше, они молоды и имеют современные взгляды, их продвигают по службе. Разочарование в людях, которое следует за этим автоматически, сопровождается жалобами на недооцененность и происки врагов.

Естественно, далеко не каждый профессионал со временем приобретает «звездную болезнь». Кто-то,  несмотря на опыт и регалии, до конца остается простым доброжелательным человеком, к которому всегда можно обратиться за советом. Избежать профессиональной деформации можно, если постоянно оценивать свое место среди людей и помнить слова Сократа, который говорил, что знает, что ничего не знает.

Кадровое агентство HighLine
https://highline-hr.ru
Источник:
https://highline-hr.ru/blog/post/zvezdnaya-bolezn-ili-pochemu-starye-rabotniki-schitayut-sebya-nezamenimymi