Найти тему
Пульт.ру

Эволюция аудиоплееров: от кассетного Walkman до iPod и стриминга

Оглавление

Ещё каких-то лет 20 назад мы перематывали аудиокассеты при помощи карандаша – чтобы сэкономить немного заряда батареек в своём плеере – и отважно боролись с последствиями зажёванной в лентопротяжном механизме плёнки, а сегодня уже вовсю пользуемся Spotify (наконец-то в России), Apple Music, Deezer, Tidal, Qobuz и другими сервисами с практически неограниченным доступом к контенту. Интересный факт: те, кто родились в 80-е или раньше, наверняка хорошо помнят все основные этапы эволюции портативного аудио – от кассетных и CD-плееров, до iPod, iPhone и стриминговых сервисов. Вспоминаем историю развития персонального аудио, которое стало неотъемлемой частью новой мобильной реальности.

Кассетные плееры. Sony Walkman и его последователи

Ещё не так давно самым популярным вариантом для прослушивания музыки в дороге был именно кассетный плеер: тот самый, у которого садились батарейки, превращая вокал Майкла Джексона в набор протяжных завывающих звуков, а песни группы Scorpions – в подобие произведений в жанре Doom Metal.

Популярность кассетных плееров зародилась в 1979 году, когда компания Sony представила свой первый Walkman – вероятно, самый востребованный и без преувеличения, легендарный продукт. Это устройство стало настоящим прорывом, хотя по большому счёту, не предлагало чего-то принципиально нового – ведь ещё в 1972 году инженер и изобретатель Андреас Павел создал, а затем запатентовал переносной кассетный плеер под названием Stereobelt. Он не пошел в серийное производство, однако Андреас на протяжении долгих лет судился с Sony за денежный гонорар и право считаться изобретателем данного класса устройств.

Плеер Walkman увидел свет во многом благодаря основателю и генеральному директору Sony Акио Морите. По слухам, есть две версии появления на свет этого устройства. Первая – Морита поручил своим инженерам разработать плеер, который позволил бы ему слушать в дороге любимые оперы Верди (топ-менеджер часто бывал в разъездах и командировках). Есть и другая версия: Walkman – детище инженеров отдела по разработке диктофонов, которым пригрозили, что если они не создадут прорывной продукт, сотрудников переведут в подчинение отделу разработки видеотехники.

-2

Инженеры Sony сделали простой и логичный шаг: взяли за основу диктофон Pressman TCM-600 – по сути, профессиональное решение, предназначенное в основном для журналистов и репортёров – и адаптировали его для массового потребителя: избавились от функции записи и добавили разъёмы для подключения наушников. Название «Walkman» также было выбрано по аналогии с диктофоном Pressman.

Кассетный плеер от Sony послужил отправной точкой стремительного развития портативного аудио, и не последнюю роль в этом сыграл удачный маркетинг. Во многом благодаря Walkman, Sony стала одним из лидеров рынка потребительской электроники. Известно, что продукция японской корпорации в своё время вдохновляла Стива Джобса: он внимательно изучал дизайнерские и маркетинговые идеи, и некоторые решения адаптировал для продвижения продуктов Apple.

Вскоре кассетные плееры предлагали многие бренды, и прежде всего, японские производители, которые в 80-е и 90-е годы были трендсеттерами на рынке аудиотехники – Sony, Panasonic, Sharp, Toshiba, Aiwa... Конечно же, были и «европейцы» – например, весьма популярными стали кассетники Philips.

Функционал кассетных плееров постоянно улучшался: автореверс, дистанционное управление, ЖК-дисплей с индикацией режимов работы и другие полезные «фишки», которые побуждали меломанов расставаться с деньгами и покупать «вокмены» в огромных количествах. Вдобавок, плееры становились легче и компактнее, что не могло не радовать любителей слушать музыку в дороге.

Компакт-диски и мини-диски

-3

Уже в 80-е годы сформировалось понимание того, что будущее – за новыми цифровыми форматами, и в 1984 году Sony представила первый портативный CD-плеер – Discman D-50. По сегодняшним меркам это устройство никак нельзя назвать компактным – его толщина была сопоставима со стопкой из четырёх стандартных коробок для компакт-дисков. Компания Sony выпускала CD-плееры под брендом Discman приблизительно до начала 90-х годов, после чего они также стали продаваться под брендом Walkman.

-4

Одна из насущных проблем портативных CD-плееров – чувствительность к тряске и другим механическим воздействиям: слушать музыку на ходу было практически невозможно из-за того, что она постоянно прерывалась, а воспроизведение то и дело перескакивало на несколько секунд вперёд или назад – от вибраций лазерная головка теряла контакт с дорожкой компакт-диска. Со временем эта проблема была решена – благодаря системам «антишок», которые работали по следующему принципу: во время прослушивания небольшие отрывки песен с компакт-диска предварительно записывались в буфер плеера, а затем музыка воспроизводилась уже из встроенной памяти. Таким образом, этот непрерывный процесс позволял слушать любимые треки на ходу.

-5

Пик популярности CD-плееров пришёлся на вторую половину девяностых и начало нулевых годов, и снова в лидерах были японские производители – прежде всего, Sony и Panasonic. Также хорошо продавались плееры Philips и других европейских брендов. Со временем CD-плееры становились всё более компактными и заметно дольше работали от одного заряда батареек или аккумуляторов.

-6

В качестве альтернативы кассетам и компакт-дискам, Sony развивала формат магнитооптических дисков MiniDisc, который был представлен в 1992 году, однако не смог составить заметную конкуренцию CD. Основной посыл заключался в том, что благодаря уменьшенному размеру звукового носителя можно было решить одну из насущных проблем CD-плееров – достаточно большие габариты, из-за чего они помещались далеко не в каждый карман. Минидиски чаще всего использовались для многократной записи аудиоинформации в формате ATRAC (сжатие с потерями).

CD-MP3 и флеш плееры

-7

В начале нулевых годов активно набирал популярность формат MP3: в стремлении соответствовать трендам, производители предлагали CD-плееры с возможностью чтения MP3-файлов, записанных на диск. Главное преимущество – возможность уместить на одном CD сразу несколько музыкальных альбомов, что пришлось по вкусу многим любителям музыки – даже несмотря на потери в качестве звучания по сравнению с традиционным стандартом CDDA.

Заметным прорывом стал выпущенный в 2000 году плеер Creative Nomad Jukebox, с внушительным по тем временам встроенным жестким диском на 6 ГБ. А в 2001 году произошло ещё одно знаменательное событие – на рынок ворвалось первое поколение плеера iPod, с встроенной памятью на 4 или 8 ГБ. С годами iPod заметно эволюционировал, предложив покупателям цветной сенсорный экран, встроенную камеру, поддержку магазина приложений App Store.

-8

В сегменте аудиоплееров с флеш-памятью были очень активны корейские производители, такие как Samsung и iRiver (в 2012 году представила бренд Astell&Kern): стоимость таких устройств становились всё ниже, а ёмкость встроенного накопителя с каждым годом увеличивалась: таким образом, можно было записать в плеер все самые любимые альбомы и не носить с собой стопку компакт-дисков, что конечно же пришлось по душе многим любителям музыки.

Смартфоны и стриминг

-9

В 2007 году произошло ещё одно знаменательное событие, изменившее мир портативной электроники: компания Apple представила iPhone, который стал впоследствии драйвером перехода к прослушиванию музыки со смартфонов: этому способствовало не только удобство использования устройства «всё в одном», но и последующее развитие стриминговых сервисов, таких как Spotify и Apple Music. Безусловно, музыкальные смартфоны появились на рынке задолго до выхода первого iPhone, но именно появление устройства от Apple стало поворотным моментом.

-10

Тем временем, Apple всё ещё производит iPod, который позиционируется скорее как универсальное мультимедийное и игровое устройство. Вместе с тем, пользуются популярностью и Hi-Fi плееры, с акцентом на высокое качество звука, а среди популярных брендов – Astell&Kern, Cowon, FiiO, Sony. Несмотря на то, что смартфоны способны удовлетворить практически все потребности не слишком притязательного к качеству звука меломана, сегмент Hi-Fi плееров продолжает развиваться и чувствует себя весьма уверенно.

Выводы

За последние десятилетия технологии записи, хранения и воспроизведения звуковой информации проделали большой путь – от аналоговых носителей, таких как пластинки и кассеты, до цифровых файлов и стриминга, что привело к повсеместному распространению портативного аудио. Прогресс не стоит на месте, и вполне вероятно, уже через 5-10 лет мы увидим принципиально новые решения для прослушивания музыки в дороге.

PULT.ru ― Ваш личный эксперт в электронике!

#звук #акустика #pult.ru #hi-fi #аудиофилы #хай-фай #пульт.ру #аудиосистемы