Ещё каких-то лет 20 назад мы перематывали аудиокассеты при помощи карандаша – чтобы сэкономить немного заряда батареек в своём плеере – и отважно боролись с последствиями зажёванной в лентопротяжном механизме плёнки, а сегодня уже вовсю пользуемся Spotify (наконец-то в России), Apple Music, Deezer, Tidal, Qobuz и другими сервисами с практически неограниченным доступом к контенту. Интересный факт: те, кто родились в 80-е или раньше, наверняка хорошо помнят все основные этапы эволюции портативного аудио – от кассетных и CD-плееров, до iPod, iPhone и стриминговых сервисов. Вспоминаем историю развития персонального аудио, которое стало неотъемлемой частью новой мобильной реальности.
Кассетные плееры. Sony Walkman и его последователи
Ещё не так давно самым популярным вариантом для прослушивания музыки в дороге был именно кассетный плеер: тот самый, у которого садились батарейки, превращая вокал Майкла Джексона в набор протяжных завывающих звуков, а песни группы Scorpions – в подобие произведений в жанре Doom Metal.
Популярность кассетных плееров зародилась в 1979 году, когда компания Sony представила свой первый Walkman – вероятно, самый востребованный и без преувеличения, легендарный продукт. Это устройство стало настоящим прорывом, хотя по большому счёту, не предлагало чего-то принципиально нового – ведь ещё в 1972 году инженер и изобретатель Андреас Павел создал, а затем запатентовал переносной кассетный плеер под названием Stereobelt. Он не пошел в серийное производство, однако Андреас на протяжении долгих лет судился с Sony за денежный гонорар и право считаться изобретателем данного класса устройств.
Плеер Walkman увидел свет во многом благодаря основателю и генеральному директору Sony Акио Морите. По слухам, есть две версии появления на свет этого устройства. Первая – Морита поручил своим инженерам разработать плеер, который позволил бы ему слушать в дороге любимые оперы Верди (топ-менеджер часто бывал в разъездах и командировках). Есть и другая версия: Walkman – детище инженеров отдела по разработке диктофонов, которым пригрозили, что если они не создадут прорывной продукт, сотрудников переведут в подчинение отделу разработки видеотехники.
Инженеры Sony сделали простой и логичный шаг: взяли за основу диктофон Pressman TCM-600 – по сути, профессиональное решение, предназначенное в основном для журналистов и репортёров – и адаптировали его для массового потребителя: избавились от функции записи и добавили разъёмы для подключения наушников. Название «Walkman» также было выбрано по аналогии с диктофоном Pressman.
Кассетный плеер от Sony послужил отправной точкой стремительного развития портативного аудио, и не последнюю роль в этом сыграл удачный маркетинг. Во многом благодаря Walkman, Sony стала одним из лидеров рынка потребительской электроники. Известно, что продукция японской корпорации в своё время вдохновляла Стива Джобса: он внимательно изучал дизайнерские и маркетинговые идеи, и некоторые решения адаптировал для продвижения продуктов Apple.
Вскоре кассетные плееры предлагали многие бренды, и прежде всего, японские производители, которые в 80-е и 90-е годы были трендсеттерами на рынке аудиотехники – Sony, Panasonic, Sharp, Toshiba, Aiwa... Конечно же, были и «европейцы» – например, весьма популярными стали кассетники Philips.
Функционал кассетных плееров постоянно улучшался: автореверс, дистанционное управление, ЖК-дисплей с индикацией режимов работы и другие полезные «фишки», которые побуждали меломанов расставаться с деньгами и покупать «вокмены» в огромных количествах. Вдобавок, плееры становились легче и компактнее, что не могло не радовать любителей слушать музыку в дороге.
Компакт-диски и мини-диски
Уже в 80-е годы сформировалось понимание того, что будущее – за новыми цифровыми форматами, и в 1984 году Sony представила первый портативный CD-плеер – Discman D-50. По сегодняшним меркам это устройство никак нельзя назвать компактным – его толщина была сопоставима со стопкой из четырёх стандартных коробок для компакт-дисков. Компания Sony выпускала CD-плееры под брендом Discman приблизительно до начала 90-х годов, после чего они также стали продаваться под брендом Walkman.
Одна из насущных проблем портативных CD-плееров – чувствительность к тряске и другим механическим воздействиям: слушать музыку на ходу было практически невозможно из-за того, что она постоянно прерывалась, а воспроизведение то и дело перескакивало на несколько секунд вперёд или назад – от вибраций лазерная головка теряла контакт с дорожкой компакт-диска. Со временем эта проблема была решена – благодаря системам «антишок», которые работали по следующему принципу: во время прослушивания небольшие отрывки песен с компакт-диска предварительно записывались в буфер плеера, а затем музыка воспроизводилась уже из встроенной памяти. Таким образом, этот непрерывный процесс позволял слушать любимые треки на ходу.
Пик популярности CD-плееров пришёлся на вторую половину девяностых и начало нулевых годов, и снова в лидерах были японские производители – прежде всего, Sony и Panasonic. Также хорошо продавались плееры Philips и других европейских брендов. Со временем CD-плееры становились всё более компактными и заметно дольше работали от одного заряда батареек или аккумуляторов.
В качестве альтернативы кассетам и компакт-дискам, Sony развивала формат магнитооптических дисков MiniDisc, который был представлен в 1992 году, однако не смог составить заметную конкуренцию CD. Основной посыл заключался в том, что благодаря уменьшенному размеру звукового носителя можно было решить одну из насущных проблем CD-плееров – достаточно большие габариты, из-за чего они помещались далеко не в каждый карман. Минидиски чаще всего использовались для многократной записи аудиоинформации в формате ATRAC (сжатие с потерями).
CD-MP3 и флеш плееры
В начале нулевых годов активно набирал популярность формат MP3: в стремлении соответствовать трендам, производители предлагали CD-плееры с возможностью чтения MP3-файлов, записанных на диск. Главное преимущество – возможность уместить на одном CD сразу несколько музыкальных альбомов, что пришлось по вкусу многим любителям музыки – даже несмотря на потери в качестве звучания по сравнению с традиционным стандартом CDDA.
Заметным прорывом стал выпущенный в 2000 году плеер Creative Nomad Jukebox, с внушительным по тем временам встроенным жестким диском на 6 ГБ. А в 2001 году произошло ещё одно знаменательное событие – на рынок ворвалось первое поколение плеера iPod, с встроенной памятью на 4 или 8 ГБ. С годами iPod заметно эволюционировал, предложив покупателям цветной сенсорный экран, встроенную камеру, поддержку магазина приложений App Store.
В сегменте аудиоплееров с флеш-памятью были очень активны корейские производители, такие как Samsung и iRiver (в 2012 году представила бренд Astell&Kern): стоимость таких устройств становились всё ниже, а ёмкость встроенного накопителя с каждым годом увеличивалась: таким образом, можно было записать в плеер все самые любимые альбомы и не носить с собой стопку компакт-дисков, что конечно же пришлось по душе многим любителям музыки.
Смартфоны и стриминг
В 2007 году произошло ещё одно знаменательное событие, изменившее мир портативной электроники: компания Apple представила iPhone, который стал впоследствии драйвером перехода к прослушиванию музыки со смартфонов: этому способствовало не только удобство использования устройства «всё в одном», но и последующее развитие стриминговых сервисов, таких как Spotify и Apple Music. Безусловно, музыкальные смартфоны появились на рынке задолго до выхода первого iPhone, но именно появление устройства от Apple стало поворотным моментом.
Тем временем, Apple всё ещё производит iPod, который позиционируется скорее как универсальное мультимедийное и игровое устройство. Вместе с тем, пользуются популярностью и Hi-Fi плееры, с акцентом на высокое качество звука, а среди популярных брендов – Astell&Kern, Cowon, FiiO, Sony. Несмотря на то, что смартфоны способны удовлетворить практически все потребности не слишком притязательного к качеству звука меломана, сегмент Hi-Fi плееров продолжает развиваться и чувствует себя весьма уверенно.
Выводы
За последние десятилетия технологии записи, хранения и воспроизведения звуковой информации проделали большой путь – от аналоговых носителей, таких как пластинки и кассеты, до цифровых файлов и стриминга, что привело к повсеместному распространению портативного аудио. Прогресс не стоит на месте, и вполне вероятно, уже через 5-10 лет мы увидим принципиально новые решения для прослушивания музыки в дороге.
PULT.ru ― Ваш личный эксперт в электронике!
#звук #акустика #pult.ru #hi-fi #аудиофилы #хай-фай #пульт.ру #аудиосистемы