— Геронда, когда я занята каким-нибудь умственным трудом, молиться не могу.
— Если во время работы ум твой не отдаляется от Бога, то это равнозначно молитве Иисусовой. И наоборот, если ты молишься, а ум твой при этом не находится в Боге, толка от такой молитвы нет. Если человек устаёт от молитвы Иисусовой и просто ставит свой ум пред Христом или Божией Матерью, то и это молитва.
Вы читаете отрывок из шестого тома «Слов» преподобного Паисия Святогорца «О молитве». Ссылки на бумажные и электронные книги преподобного Паисия Святогорца в конце статьи
— Геронда, а может ли человек хранить память о Боге, не произнося молитвы Иисусовой?
— Если он говорит в помысле: «Как же далеко я от Бога! Что мне делать, чтобы быть рядом с Ним?» — и от этого приходит память о Боге, то приходит и молитва. Старайся всегда ощущать присутствие Христа, Божией Матери, святых и веди себя так, как будто они здесь, рядом. Ведь они и на самом деле здесь, хотя мы и не видим их телесными очами. Все мысли и чувства возводи к Богу и говори: «Бог меня видит. То, что я сейчас делаю, угодно ли Ему? Чего мне нужно избегать, чтобы не огорчать Его?»
Постепенно это станет твоим внутренним состоянием. Ты будешь думать о Боге и делать всё возможное, чтобы Ему угодить. Так развивается и растёт любовь к Богу, так услаждаются ум и сердце, и так научишься постоянно пребывать в молитве Иисусовой без труда.
— Геронда, а что означает пословица: «Бога помнишь— Бога зришь»?
— Помнить о Боге значит иметь ум в Боге. Помнящий о Боге человек живёт в Боге, и таким образом он везде и во всём видит Бога. Тот, кто достиг этого, постоянно ощущает присутствие Божие и рассыпается в прах от благодарности к Нему.
Печать благословения Божия он видит на всём. Смотрит вокруг и понимает, что Бог заботится не только о человеке, но и обо всём мире, даже в самых малейших вещах. Куда он ни посмотрит, везде видит величие Божие. Он поднимает взгляд на небо и преображается от присутствия Бога. Он смотрит на землю, на птиц, на деревья и за всем этим видит Бога, их Творца. Это есть и молитва, и память Божия одновременно.