Найти в Дзене
Азвука - теория звука.

Bose 901: уж очень не обычные колонки

К бренду Bose можно относиться как угодно, но не признавать, что они делают действительно необычные вещи - как минимум, странно. Ну очень же самобытная фирма!

Сегодня рассмотрим модель 901. Есть вероятность, что название модели расшифровывается как "девять одинаковых динамиков в одной колонке"))) Необычненько!

Форм-фактор немного не стандартный. Как их вообще классифицировать? Огромные полочники?
Форм-фактор немного не стандартный. Как их вообще классифицировать? Огромные полочники?

Но на этом необычности только начинаются. Фронтальная панель выглядит так:

-2

По центру передней панели стоит среднечастотный динамик и два объекта слева и справа от него, которые изначально я принял за пищалки. Вероятно, рупорные:) Но нет, это части фазоинверторов, пронизывающих весь корпус! А раз так, то по центру стоит широкополосник, а не СЧ.

Но самое интересное расположено на тыльной стороне колонки:

8 одинаковых динамиков и пара выходов портов фазоинвертора!
8 одинаковых динамиков и пара выходов портов фазоинвертора!

Тоже ширики? Такие же, как и фронтальный? Сзади? Картинку к предыдущей статье про несколько маленьких динамиков вместо одного басовика я фотошопил в качестве шутки, но похоже, инженеры bose лет 60 назад делали подобную конструкцию на полном серьёзе:) Респект, однозначно. Как минимум, за необычность!

Та самая обложка к предыдущей статье:) Делал, на тот момент не зная о существовании 901!
Та самая обложка к предыдущей статье:) Делал, на тот момент не зная о существовании 901!

Нашел изображение вскрытого корпуса этой колонки:

Объем разделен по горизонтальной плоскости на две половины? И вертикальные перегородки тоже есть - 9 динамиков, 9 объемов?)))
Объем разделен по горизонтальной плоскости на две половины? И вертикальные перегородки тоже есть - 9 динамиков, 9 объемов?)))

Фронтальный динамик работает в своем объеме. Наверняка, это сделано для того, чтобы оградить этот динамик от низких частот. Если он не будет выходить на максимальную амплитуду, то у него больше шансов чисто и с меньшими искажениями отыграть средние и высокие частоты.

Такое деление частот может быть сделано как пассивным фильтром, так и воздействием акустического оформления: в компактном закрытом объеме резонанс динамика поднимается, и он не так активно пытается лезть в низкие частоты. Как сделано на практике - мне не известно, но концепция многополосной акустики без разделительных фильтров однозначно заслуживает внимания.

Остальные 8 динамиков играют на общий объем (но это не точно), в котором присутствует два хитрых фазоинвертора. Сужающаяся труба, в которую вставлен полый стержень. Тем самым добивались более низкой добротности порта? (больше площадь стенок = больше потерь?) Или это элемент формирования входа и выхода порта? Выход вообще красиво смотрится, что-то из реактивной авиации:)

Вернитесь ко второй фотографии - почему так реализовано крепление стержней на фронтальной панели? Почему трубу не заглушили?Наверняка эти углубления могут работать как резонаторы, съедая некий спектр частот. Неужели специально и осознанно сделали? Или его влияние не значительно? Или это тоже порт фазоинвертора, выходящий вперед?

Здесь лучше видно конструкцию порта фазоинвертора.
Здесь лучше видно конструкцию порта фазоинвертора.

Есть вероятность, что эта акустическая система функционирует совсем без разделительных фильтров, и все динамики подключены напрямую. Тем не менее, акустическая фильтрация имеется! Про стакан и обрезку низких частот с фронтального динамика я уже писал, а высокие и средние частоты с тыльных динамиков могут быть существенно ослаблены из-за их направления и расположения. На средних/высоких частотах диаграмма направленности узкая, и почти всё, что дойдет до слушателя - это ослабленный, отраженный от задней стены сигнал.

В итоге, может получается что-то, отдаленно похожее на контрапертурную акустику, которая тоже излучает звук во всех направлениях. Ни о какой достоверности и мониторности звука в этом случае говорить не приходится. В добавок, влияние помещения усиливается многократно: звук будет очень сильно зависеть от расположения колонок, и от того, что именно находится за ними и вокруг них.

Но звук при этом может получиться очень интересным. Не достоверным, не точным, но наверняка ярким, насыщенным, необычным. Я бы хотел такое послушать!

Очень интересно, как реализовано подключение динамиков. Как поведут себя динамики, соединенные в единую цепь, имеющие разные импедансные кривые (один и тот же динамик, установленный в малый ЗЯ или большой ФИ имеет заначительно разный импеданс в районе резонанса:). Прямо таки хочется собрать подобную конструкцию! Где только раздобыть столько одинаковых динамиков... Приходит в голову вариант поискать ширики из штатной автоакустики. которая может скапливаться в установочных центрах, где меняют штатку на покупные компоненты.

-7

Эта акустика поставляется в комплекте с активным эквалайзером, его видно на многих фотографиях. Очевидно, получить плюс-минус ровную АЧХ, которая иногда встречается у более обычных собратьев, у этой акустики не удалось. Корректор необходим, раз он идет в комплекте.

Глянул, сколько стоят такие агрегаты, бывшие в употреблении:

-8

К тому же их не так уж и много в продаже. Редкая штуковина...

Спасибо за наводку:

-10

Как вам?

P.S. Измерение и диагностика акустики - тема на данный момент актуальна! Присоединяйтесь;)

P.P.S. Уже после публикации заметил третью трубку, выходящую сзади по центру конструкции. Получается, фронтальный тоже фазоинвертор? Очень хитро сделано...

Может кто разбирал такие?:) Поделитесь информацией, уж очень интересно:)