Вот надо же насколько живучий корабль оказался – не забирало его море даже в самых экстренных обстоятельствах, когда казалось бы уже все – конец близок.
Этот корабль остался в истории под своим последним названием – «Фабрициус», данным в честь знаменитого советского военачальника, кавалера четырех орденов Красного знамени Яна Фабрициуса. Название для корабля хоть и гордое, но с подоплекой, если вспомнить, что Фабрициус хоть и геройски, но закончил свою славную жизнь в море. Кораблям с названием «Василий Чапаев», например, везло меньше, в чем мы далее убедимся. А вот для «Фабрициуса» название оказалось подходящим. Или корабль – крепким.
Изначально он, конечно, был не «Фабрициусом». В 1906 году с английских верфей сошел грузовой пароход «Antigone». В 1928 году он некоторое время ходил под именем «Emmy Friedrich» и принадлежал одному немецкому судовладельцу, а в 1929 году сменил название на «Saida», а хозяина на французского и отправился в грузом в Советскую Россию.
Там кораблю не повезло, в Белом море он из-за навигационной ошибки затонул. Через несколько месяцев его подняли советские водолазы. Но владелец отказался от своей собственности и потому «Саида» стала советским транспортным кораблем «Фабрициус».
В середине тридцатых его перевели на Черное море, а потом началась война. Из-за этого грузовой корабль превратился в транспортник Черноморского флота. «Фабрициус» принимал участие в доставке грузов в Севастополь, обеспечивал Керченско-Феодосийский десант. 2 марта 1942 года он шел из Новороссийска в Камыш-Бурун, чтобы доставить пополнение, фураж и оружие. Недалеко от Анапы транспортник, шедший без прикрытия, атаковал немецкий торпедоносец Не-111. Выпущенная немцами торпеда попала в «Фабрициуса», но благодаря тому, что трюм был загружен сеном и бочками, корабль не затонул и капитан принял решение – садиться на мель.
На помощь подошел транспортник «Василий Чапаев», а также буксиры, с помощью которых «Фабрициуса» посадили на мель недалеко от мыса Утриш. После того, как корабль оказался на мели, его, несмотря на мороз и штормовую погоду разгрузили. А команда осталась на корабле и еще 152 дня отбивалась заградительным огнем от немецких самолетов, регулярно практиковавшихся в атаках на неспособный увернуться транспортник. Снять с мели его не получилось, так как шторм окончательно и прочно посадил корабль на камни. Одновременно пытались заделать пробоину, но она оказалась слишком большой – силами экипажа это сделать так и не удалось вплоть до августа 1942 года, когда немцы подошли совсем рядом.
Таким образом ни немецкая торпеда, ни последующие атаки «Фабрициуса» так и не утопили. А вот «Василия Чапаева», помогавшего «Фабрициусу» добраться до мели, немцы потопили через 21 день, 23 марта в районе Севастополя. И тоже торпедой с He-111. Сыграло все-таки роль название корабля в честь Василия Иваныча.
А «Фабрициус» так и стоял. Его не взяли даже советские торпеды. 16 мая 1943 года команда подлодки М-111 приняла «Фабрициус» за немецкий корабль и всадила в него две торпеды. Не помогло. «Фабрициус» и дальше продолжил стоять на мели.
И так он и простоял до самого конца войны. Снять его с нее так и не сняли – постепенно разобрали на металлолом.
Непотопляемый корабль был. Кстати, дайверы в тех краях, рядом с Анапой, находят его части до сих пор.
-------------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.