Найти тему
Плёнки и винил

Шесть философских фильмов о дерзких побегах

Оглавление

Здесь собраны артхаусные картины о бегстве героев из тюрьмы или плена, где на первом плане не приключения, а серьёзные социальные или бытийные вопросы. По одному из каждого десятилетия от 50-х до 2000-х. И в этом списке не будет «Побега из Шоушенка», потому что его и так все знают.

«Приговорённый к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» (Робер Брессон, 1956)

Участник Сопротивления попал в нацистский плен и приговорён к смертной казни.

Он готовится к бегству, и на каждом шагу ему приходится совершать экзистенциальные выборы: смириться или бунтовать, подвергать риску чужие жизни, спасая себя, или нет.

«Дыра» (Жак Беккер, 1960)

Пять человек, сидящих в тюремной камере, день за днём понемногу пробивают дыру в стене, стремясь к свободе.

Двухчасовая история снята без закадровой музыки и других кинематографических уловок и приближена к реальности.

«Полуночный экспресс» (Алан Паркер, 1978)

Американец, попавшийся на контрабанде запрещённых веществ, оказывается в турецкой тюрьме.

Среди будничных пыток и безумных соседей он почти теряет рассудок и волю к жизни, но сохраняет надежду оказаться когда-нибудь на свободе.

«МакВикар» (Том Клегг, 1980)

Герой-аутсайдер, испытывающий систему на прочность, – примерно так можно описать конфликт этой картины.

Кстати, в главной роли снялся знаменитый рок-музыкант Роджер Далтри, вокалист группы The Who.

«Вне поля зрения» (Стивен Содерберг, 1998)

Постмодернистская комедия мастера американского кино.

В центре сюжета – даже не сам побег, а миссия, которую должен выполнить на воле сбежавший преступник, рассказанная в необычной нелинейной манере, с флэшбэками, нарушением хронологии событий и интересными операторскими приёмами.

«Спасительный рассвет» (Вернер Херцог, 2006)

Лётчик ВМФ США во время войны во Вьетнаме был сбит и попал в плен. Сначала он думает, что родное государство позаботится о нём и выручит, но вскоре понимает, что надеяться кроме себя не на кого и решает сбежать.

Это не боевик, а размеренное близкое к документальному повествование об условиях плена и постепенно растущей человеческой решимости действовать.