Импортозамещенные процессоры не дотягивают до нужной производительности: "Эльбрусами" недовольны как крупные компании (Сбер), так и госорганы (МВД).
Если в области софта у России есть свои собственные сильные игроки и решения, конкурентные с международными лидерами, то тема "неконкурентности российского железа" – не нова. Но новости января привлекли к ней дополнительное внимание.
Как сдвинуться с мёртвой точки в импортозамещении "железа" хотя бы для нужд госорганов и госкорпораций? Чего России не хватает, чтобы соревноваться с зарубежными гигантами?
Эльбрус "не покорил"... снова
Так, в МВД раскритиковали серверы на процессоре «Эльбрус 8С» компании МЦСТ.
В ведомстве отметили, что проблемы при их эксплуатации тормозят цифровизацию ведомства. В частности, там остались недовольны тем, что Эльбрус-процессоры не поддерживают загрузку операционной системы с носителей информации, к примеру (из-за чего «сложно обеспечить достаточный уровень отказоустойчивости программно-аппаратных комплексов...»).
«Эльбрусы» критикуют не в первый раз: в конце 2021 года представители Сбера и АЛРОСА указывали на дороговизну, недостаточную производительность и низкую энергоэффективность серверов на российских процессорах.
Развитие отечественного софта – важный приоритет для государства сегодня: например, в декабре прошлого года разработчик «Эльбрусов» АО МЦСТ получил от Минпромторга 7,1 млрд ₽ на разработку процессора «Эльбрус 32С» для оборонных целей.
Разработчики признают, что проблема совместимости отечественных процессоров с российским софтом существует, для этого нужно время. Увеличение производительности тоже не за горами: готовятся новинки «Эльбрус 8СВ» и «Эльбрус 16С» с исправленными недоработками.
Путь импортозамещения тернист, но он только начинается.
Изоляция = Отставание
РАЭК в своем "Визионерском Хот-Листе 2022" предсказала продолжение курса на импортозамещение, как один из главных трендов 2022 года.
Технологическая независимость России должна вырасти за счёт использования отечественных разработок с 15% в 2021 году до 60% в 2024 году.
Импортозамещению уделяется большое внимание и в плане мероприятий по поддержке ИТ-отрасли в составе второго пакета мер поддержки, утвержденном Правительством РФ в сентябре этого года: из 62 мер в составе «второго пакета» 28 так или иначе затрагивают тему импортозамещения.
Однако достаточно лишь государственных субсидий для отечественного производителя? И действительно ли нужно переходить на отечественные решения, даже если некоторые из них отстают от зарубежных (особенно это критично в случае с "железом")?
Переход на отечественное ПО/железо должен быть мотивирован не «российскостью» какого-либо технологического решения, а его конкурентоспособностью.
Цифровая экономика – глобальная, в этом ее суть.
Хотя есть примеры (Китай, Япония, Южная Корея), опровергающие на первый взгляд это утверждение. Но если разобраться, то и там нет противоречий с «глобальным характером цифры»: многие китайские компании даже в непростое время противостояния со Штатами продолжают сотрудничество с американскими компаниями.
Так, Apple заявила о планах покупать экраны у китайской компании BOE, а не только у корейских Samsung и LG.
И для Росси работает это же правило:
- Изоляция / или отсутствие конкуренции – не могут способствовать развитию отечественного продукта.
- Конкуренция важна, она держит в тонусе локальных игроков и помогает им двигаться вперед. Так, без конкуренции в России не появились бы такие ИТ-игроки, как Яндекс, OZON, Лаборатория Касперского.
- И ещё очень важный элемент. Желание локальных игроков – становиться глобальными. И тут крайне важна помощь и поддержка государства в выводе наших игроков на международные рынки.
И это – один из ключевых элементов "политики импортозамещения", но о нём очень часто забывают, говоря лишь об увеличении доли отечественных решениях на локальном рынке.
Больше PlugoNews:
telegram-канал @PlugoNews + zen.yandex.ru/plugotarenko + facebook.com/plugotarenko/ + plugotarenko.com