Проводим время со старыми знакомыми.
Оглянитесь по сторонам, кажется, мы все-таки наигрались в европейский образ жизни. К новогодним праздникам рестораны и магазины пестрили классическими салатами, больше похожими на многослойные яркие торты, девушки стряхнули пыль времени с больших лисьих шапок, в которых привыкли разгуливать героини Эльдара Рязанова (не снимая их в помещении), и даже благополучно забытые мелодии из прошлого заиграли новыми красками.
Самое время напомнить самим себе о загадочной, широкой и такой родной русской душе, которая всегда находит способ вырваться наружу, как ее ни прячь. В нашей подборке – фильмы как раз о ней, посмотрите их ради напоминания, прозрения или просто принятия.
«Берегись автомобиля» (1966)
Нуарный детектив от Эльдара Рязанова о самых порядочных людях Москвы – следователе с обостренным чувством справедливости (Олег Ефремов) и страховом агенте с еще более сильным геном честности (Иннокентий Смоктуновский). Второй занимается хитроумным угоном, но делает это, конечно, исключительно из благих побуждений. А именно наказывает тех, кто незаконно заработал на новенький автомобиль – предмет роскоши, который советскому человеку всегда был бельмом в глазу (особенно если принадлежал соседу). Картина подкупает своей наивностью, хочется верить этому застенчивому и очень добродушному народному герою, который, вопреки наступающим порокам, ведет свое доброе дело.
«Облако-рай» (1990)
Жить мечтой, хотя бы и чужой – под силу только очень открытым людям. Так и все население провинциального поселка неожиданно переключает все свои оставшиеся силы на сборы и проводы не особо жалуемого бездельника на Дальний Восток. Картина Николая Досталя рассказывает об одном ярком дне скучающего поселения, где, кажется, никто никому особо не нужен. Расшевелить всех соседей оказывается по силам только очень весомой новости, тогда они молниеносно собирают целый комитет по отправке, прощанию и продаже излишков вещей будущего первопроходца. Признаться в неудачной шутке после такого народного объединения совершенно невозможно.
«Особенности национальной охоты» (1995)
Классика активного русского отдыха. Конечно, никакой охоты в фильме не ожидается – это известно каждому, даже если картину никогда не видел. Режиссеру Александру Рогожину отлично удалось показать совершенно другое: как беспросветный фарс и комичность русской жизни имеют особенность сочетаться с глубоким ощущением окружающего мира. Герои, которые беспробудно охотятся весь фильм, в особенно располагающие моменты (серебряное полнолуние, застывшая водная гладь, разлившийся зимний пейзаж) способны замереть и провалиться в сложную рефлексию о собственном месте на планете. Катализатором подобных размышлений приходится быть водке, просто так совпало.
«Тряпичный союз» (2014)
В дебютной полнометражной картине Михаила Местецкого сошлось все: странные отношения со смертью и потусторонним, тяга к спортивному стилю и образу жизни, дачная идиллия и немного беспредела (хотя здесь уже каждый измерит по-своему). Четверо друзей, которые объединены порывом преобразования действительности, живут на топливе своей же молодости и энергии. Они очень разные и совершенно не понимают, что делать дальше, хотя и стараются уверить друг друга в обратном – постоянно учиняя все новые приключенческие сюжеты из воздуха. Русский простор заразителен, хочется бежать по полю и орать во весь голос.
«БУМЕРанг» (2021)
Лоск (Дмитрий Нагиев) и совесть (Тимофей Трибунцев) современного российского кинематографа в криминальной комедии Петра Буслова. С событий оригинального «Бумера» прошло больше двадцати лет, бандитские разборки перестали быть такими трагичными и скатились в почти карнавальное представление. Главный герой – успешный бизнесмен на BMW последней модели, он больше не занимается криминалом – это прошлый век. На голову ему буквально сваливается бедолага-художник, к которому он неожиданно решает проявить сочувствие. Картина о крепкой дружбе, которая возникает из чувства юмора и азартной природы героев.