38,2K подписчиков

Ректоры университетов назвали 8 фильмов, которые помогли им сделать правильный выбор

Студенчество – время выбора жизненного пути. Пора надежд и познания окружающего мира. Влияние на формирование личности оказывает не только учебники, друзья, педагоги. Участие в этом принимают книги – в юности их читают запоем, фильмы, которые смотрят с огромным интересом. Ректоры ведущих российских университетов рассказали, какие кинопроизведения оказали на них влияние в молодости, помогли сделать правильный выбор жизненного пути и стать теми, кем они являются сейчас.

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев советует посмотреть: «Сталкер»

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

Культовый фильм-притча с элементами фантастики и детектива создан известным советским режиссером Андреем Тарковским («Зеркало», Андрей Рублев») в 1979 году. Сценарий по мотивам собственной повести «Пикник на обочине» написали известные фантасты братья Стругацкие.

Картина, которую долго не выпускали в прокат, показывая поначалу только на закрытых просмотрах, вошла в золотой фонд советского искусства и в список 250 лучших фильмов всех времен, оказала влияние на кинематограф мира.

О чем фильм? Ходят слухи, что в некой запретной Зоне есть комната, в которой исполняются самые невероятные мечты и желания. Туда отправляются Писатель и Профессор. Каждый преследует свою цель, о которой не знает попутчик. Их сопровождает Сталкер – странная личность, напоминающая то ли юродивого, то ли апостола новой веры.

Ректор СПГУ Николай Михайлович Кропачев рассказал, что когда впервые увидел «Сталкера», ему было за двадцать. Фильм Андрея Тарковского заставил его задуматься, какую мечту он сам захотел бы осуществить, попав в такую зону. Кропачев считает, что эта картина поможет каждому услышать свой внутренний голос, понять, что он ждет от жизни, обрести веру в самого себя и собственные силы.

Ректор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Иван Лобанов советует посмотреть: «Солярис»

Кадр из фильма «Солярис»
Кадр из фильма «Солярис»

Это тоже картина Андрея Тарковского, созданная им в 1972 году. Остросюжетная драма, поставленная по одноименному роману известного фантаста Станислава Лема, затрагивает этические проблемы человечества.

Герой картины – психолог, которого отправляют на станцию, вращающуюся на орбите новой планеты Солярис. Его задача – понять, что происходит в далеком пространстве, откуда приходят странные послания.

Вскоре он понимает, что загадочная планета обладает способностью воплощать в реальность самые невероятные мечты, страхи и травмы, перенесенные в жизни. А те ученые, которые находятся здесь, сошли с ума. Через некоторое время он и сам понимает, что с ним происходит что-то непонятное. Здесь, на Солярисе, психолог встретил свою жену, покончившую с собой.

Фильм «Солярис» получил специальный Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам ряда опросов входит в число величайших научно-фантастических кинопроизведений в истории мирового кинематографа. В картине играют актеры, имена которых всегда служили гарантией успеха: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Анатолий Солоницын, Владислав Дворжецкий.

Ректор Иван Васильевич Лобанов рассказал, что в студенческие годы его привлекала тема научных исследований, позволяющих раздвинуть существующие рамки бытия и заглянуть за горизонт. Они пробуждают любознательность, будоражат воображение. Поэтому «Солярис» Лобанов считает очень важным для студентов фильмом. Из современных картин ему нравится «Интерстеллар». Ректор убежден, что если бы увидел этот фильм в юности, он непременно бы понравился ему.

Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко советует посмотреть: «Место встречи изменить нельзя»

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Легендарный мини-сериал «Место встречи изменить нельзя» известный режиссер Сергей Говорухин снял в 1979 году, находясь под впечатлением от романа Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». Картина с убийствами, засадами, перестрелками рассказывает о буднях Московского уголовного розыска (МУР) в послевоенные годы, когда страна только-только приходила в себя от тяжелых военных лет.

Сыщики МУРа ищут участников банды «Черная кошка», которые держат в страхе Москву. Герои детектива – полная противоположность друг другу. Глеб Жеглов циничен, но фанатично предан своему делу. Володя Шарапов – честный идеалист, тоже не мыслящий себя без уголовного розыска. Оба пытаются распутать клубок, который должен привести их в логово жестоких врагов.

Картина сделала невероятно популярным поэта, барда, актера Владимира Высоцкого среди киноманов, известным – молодого артиста Владимира Конкина и подарила множество крылатых фраз.

Инна Константиновна Шевченко считает, что «Место встречи изменить нельзя» – это не только захватывающий детектив. Она ценит его как фильм, в котором происходит осмысление этических проблем.

Эти задачи решаются и в сцене с кошельком, подброшенным Жегловым вору-карманнику Кирпичу, и сцене с выстрелом в бывшего сослуживца Шарапова, ставшего бандитом. И в осуждении, которому подвергли лейтенанта Соловьева, – по причине его трусости погиб товарищ. По мнению Шевченко, герои фильма, отдававшие все силы для того, чтобы мир стал лучше, служат достойным примером для подражания.

Ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Александр Федоров советует посмотреть: «Еще нет»

Кадр из фильма «Еще нет»
Кадр из фильма «Еще нет»

Это последний фильм, созданный классиком японского кино режиссером Акирой Куросавой. Драма «Еще нет» вышла на экраны в 1993 году. Ее герой – профессор немецкого языка Хяккэне Утиде, оставивший педагогическую деятельность ради карьеры писателя, которая идет в гору. Когда его начинают преследовать неудачи, на помощь приходят бывшие ученики. Для них он остается эталоном и одним из главных людей в жизни.

Чтобы поддержать профессора, молодые люди готовы исполнить любые желания. В день рождения Утиде они проводят праздники под названием «Еще нет», имеющие глубинный смысл: профессору рано думать об уходе. Он жив и нужен своим близким.

Драма великого режиссера Акиры Куросавы – это картина о хороших людях, считает Александр Александрович Федоров.

Ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев советует посмотреть: «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», вышедший на экраны в 1974 году, стал режиссерским дебютом Никиты Михалкова. Действие картины происходит в 20-годах прошлого столетия. Гражданская война осталась позади, но спокойствия в стране нет.

Пятеро друзей из числа бывших бойцов Красной Армии вступают в схватку с бандитами, ограбившими поезд с золотом. Оно предназначалось для помощи голодающим. За золото борются не только бывшие красноармейцы и бандиты, но и белые офицеры. Одного из членов команды подозревают в предательстве, и теперь ему нужно доказать, что он невиновен.

Сюжет, великолепная режиссерская работа, прекрасный актерский состав – в картине снимались Юрий Богатырев, Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Александр Кайдановский, Никита Михалков – делают фильм незабываемым. Неслучайно «Свой среди чужих, чужой среди своих» называют классикой российского кинематографа.

Максим Валерьевич Румянцев вспоминает, что в пору его студенчества популярностью пользовались боевики из видеосалонов. Он тоже покупал видеокассеты. Но для него приоритетными оставались фильмы, являющиеся классикой российского и западного кинематографа.

Ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров советует посмотреть: «Девять дней одного года»

Кадр из фильма «Девять дней одного года»
Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Фильм «Девять дней одного года» Михаила Ромма, рассказывающий о жизни и работе физиков-ядерщиков, называют одним из самых ярких кинопроизведений середины прошлого столетия – картина вышла на экраны в 1961 году. Будучи далеко не самым простым для восприятия, она с восторгом была встречена зрителями.

Юное поколение подражало героям фильма, стараясь походить на экспериментатора Гусева, его блестяще сыграл Алексей Баталов. Профессия физика-атомщика в ту пору стала одной из самых востребованных.

Картину обсуждали в научных и кинематографических кругах. В 1962 году ее посмотрели 24 миллиона жителей страны. По итогам опроса читателей популярного тогда журнала о кино «Советский экран», фильм и исполнителя главной роли – Баталова – назвали лучшими.

Студенчество Виктора Анатольевича Кокшарова пришлось на первую половину 80-х годов. Время тотального дефицита было очень тяжелым. Но молодость давала силы, наполняла надеждами. Рядом были прекрасные учителя, верившие в будущее. Однако главным, по мнению ректора УрФУ, было то, что и он, и его сверстники воспитывались на лучших образцах советской литературы и кино.

Ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий советует посмотреть: «Холодное лето пятьдесят третьего…»

Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…»
Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…»

Криминальная драма «Холодное лето пятьдесят третьего…» режиссера Александра Прошкина, вышедшая на экраны в 1987 году, была удостоена Государственной премии СССР. Действие картины происходит в 1953-м. Это было время перемен и всплеска преступности.

Причина заключалась в массовой амнистии, когда на свободу, наряду с безвинно осужденными, выходили отъявленные уголовники. Герои фильма – двое бывших политзаключенных, недавно вышедшие из лагеря, вступили в схватку с бандой преступников, попавших под амнистию. Победа далась непросто.

Дмитрий Александрович Ендовицкий рассказывает, что фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», где прекрасный актер Анатолий Папанов сыграл свою последнюю роль, произвел на него сильнейшее впечатление. Его выход пришелся на время переосмысления процессов, происходивших в Советском Союзе. Благодаря лучшим образцам кинематографа той поры, молодежь понимала, какими разными могут быть люди, и как личный выбор определяет личность.

Ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова советует посмотреть: «Пролетая над гнездом кукушки»

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки»
Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки»

Художественный фильм-драма «Пролетая над гнездом кукушки» режиссера Милоша Формана, вышедшая на экраны в 1975 году, является экранизацией одноименного романа Кена Кизи. Герой картины – патологический преступник и бунтарь, оказавшийся в психиатрической клинике. Цель его пребывания в больнице для душевно больных – установить, является он таковым или это хитрая игра, придуманная, чтобы избежать тюремной работы.

Бунтарь сломал рутину, в которой пребывают пациенты и работники лечебницы, где главенствует суровая медсестра. Дух противоречия героя оказался заразительным. У бунтаря-одиночки нашлись последователи. Но силы оказались неравны.

Елена Владимировна Кудряшова отмечает, что главный герой, которого сыграл Джек Николсон, олицетворяет бунтарский дух Америки 60-х годов. В центре сюжета – нонконформистский конфликт, дерзкий вызов существующему истеблишменту. Фильм получил премию «Оскар» в пяти номинациях, подчеркнула ректор САФУ.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».