Найти тему
Сергей Мороз

Камуфляж для призрака – американский стиль

Малярный цех

С.Г. Мороз

Сегодня мы совершим следующее путешествие в железном потоке пространства и времени и зайдем в малярный цех фирмы «МакДоннелл Дуглас», чтобы посмотреть, как там красят самолет, ставший одним из главных противников нашей авиации в годы первой холодной войны и с которым самолетам советского производства пришлось вести жестокие воздушные бои во многочисленных локальных войнах той эпохи. Речь идет о многоцелевом тактическом истребителе и разведчике F-4 «Фантом» II, а точнее о его маскировочных окрасках.

Его первый опытный образец XF4H-1 приступил к летным испытаниям 27 мая 1958 г., 30 декабря 1960 г. началась строевая эксплуатация первых серийных экземпляров модификации F4H-1F в учебном центре Авиации ВМС США на авиабазе Мирамар, а в 1962 г. подобные машины F-110A начали поступать и в авиацию сухопутную – в ВВС США. В том же 1962-м году Пентагон ввел единую систему обозначений авиатехники, и все варианты этого типа летательных аппаратов получили единое обозначение F-4 с добавлением буквы, означающей модификацию, за которой следовал номер серийного блока и шифр завода-изготовителя. Если данный самолет не был тактическим истребителем, впереди добавлялась буква, означавшая его назначение. Например, RF-4B-20-MC – это тактический разведчик на базе истребителя второй по счету серийной модификации (F-4B), выпущенный в 20-м серийном блоке заводом «МакДоннелл Эйркрафт Плант» (McAir) в Сент-Луисе.

С тех пор прошло уже почти 65 лет, самолет F-4 успел побывать на вооружении в двенадцати странах и все еще тянет лямку службы в авиации самого непримиримого врага Америки – в Исламской Республике Иран. За это время и сам он много раз изменял свой технический облик, а «масть» свою он менял множество раз, в чем участвовал не только его производитель, но и сервисные центры вооруженных сил – его эксплуатантов. Не тщась объять необъятное (а 65 лет и четыре континента – это немало!) я расскажу лишь об основных схемах камуфлирования «Фантома» и начну с начала – с того, как красились они в авиации американской.

В 1996 г. я сделал небольшую статью об этом для журнала «Авиационное Обозрение» или АвиО, где тогда работал, а теперь пришла пора ее дополнить и расширить. Это будет сделано здесь на основании найденных фотографий, обширной литературы, накопившейся за прошедшие (страшно подумать!) четверть века, а также собственных впечатлений от осмотра в живую семи различных экземпляров этого самолета модификаций F-4C, E, J, M и RF-4C, принадлежащих ВВС, авиации Национальной Гвардии и ВМС США, а также ВВС Испании и морской авиации Великобритании, а ныне ставших экспонатами музеев.

Теперь на эти самолеты здесь мы посмотрим вместе

Взлетает тактический истребитель ВВС США МакДоннелл Дуглас F-4D «Фантом» в темном камуфляже Wrap Around Europa One, введенном в 1970-х – но начинали свою службу такие самолеты совсем в другом виде
Взлетает тактический истребитель ВВС США МакДоннелл Дуглас F-4D «Фантом» в темном камуфляже Wrap Around Europa One, введенном в 1970-х – но начинали свою службу такие самолеты совсем в другом виде

Фото: https://theaviationist.com/2012/12/12/north-sea-ejection/

Морские стиляги

Не пренебрегай противником – такой урок получили янки в войне на Тихом океане 75 лет назад. Никогда не думай, что противник безнадежно слаб – гласил все тот же урок, преподанный им в Корее в начале 1950-х. Усвоив со второго раза эту простую истину, американцы приступили к созданию для ВВС США тактических истребителей «сотой серии», которые должны были многие годы оставаться грозным оружием в умелых руках. Так появились F-100, F-101, F-102, F-104, F-105 и F-106, но следующая машина как бы выпала из этого списка, став переходным звеном к следующему поколению боевых самолетов. И именно этому истребителю суждено было стать самым мощным, самым массовым и самым знаменитым изо всех перечисленных – настоящим символом американской авиации. Это и есть F4H, он же F-110 или F-4, носивший загадочное наименование «Фантом» уже шестым в истории авиастроения США, но ставший из них самым известным.

Действительно, первые четыре «Фантома» от фирм «Дженерал Вестерн», «Маршалл Эйркрафт», «Николас-Бизли» и «Ласкомб» давно потерялись в архивной пыли вместе с их создателями, и даже первый «прямокрылый» реактивный МакДоннелл FH-1 «Фантом» почти забыт. И потому, говоря о самолете «Фантом», почти наверняка имеют ввиду именно F-4, отбрасывая даже официально положенный ему «титул» второго проекта с таким названием, созданного «МакДоннеллом» по военному заказу.

Инициатором разработки самолета было командование Авиации Военно-морских сил США, которое было не вполне удовлетворенное боевыми качествами сверхзвукового всепогодного тактического истребителя Воут F8U «Крусейдер» уже на стадии формирования его концепции и одновременно заказало компании «МакДоннелл» разработку XF3H-G сначала как дальнейшее развитие дозвукового F3H «Демон» в той же размерности и одноместной компоновке, а затем разрешив увеличить самолет, чтобы взять больше оружия, топлива и оборудования и добавить кабину штурмана-оператора.

Такой проект F4H-1 появился в то время, когда как раз ВМС США меняли свой взгляд на то, как должны краситься самолеты на палубах их самых больших и многочисленных в мире авианосцев. Со времен окончания II мировой войны в их камуфляжах доминировали синие тона, который постепенно темнел и становился однотонным блестящим, и так покрасили натурный макет самолета в первом варианте.

XF3H-G E-2.  Макет сверхзвукового всепогодного палубного перехватчика и истребителя-бомбардировщика XF3H-G в первой одноместной компоновке и в однотонной блестящей темно-синей окраске сверху и снизу. Буква Н на киле символизирует разработчика – фирму «МакДоннелл» в реестре Бюро аэронавтики командования ВМС США
XF3H-G E-2. Макет сверхзвукового всепогодного палубного перехватчика и истребителя-бомбардировщика XF3H-G в первой одноместной компоновке и в однотонной блестящей темно-синей окраске сверху и снизу. Буква Н на киле символизирует разработчика – фирму «МакДоннелл» в реестре Бюро аэронавтики командования ВМС США

Фото: https://www.quora.com/Why-was-the-F-4-phantom-originally-designed-with-two-seats-and-not-one-like-the-F-105

Американские авианосцы всегда были орудием агрессии, и это не газетный штамп. Они такими родились, в отличие, например от авианосцев английских, которые задумывались сначала как защита от «цеппелинов». И толкая партнеров к заключению Вашингтонского морского соглашения, в Белом доме и в Главном штабе ВМС США уже видели, как эти корабли занимают место линкоров в US Navy и вступают в борьбу за Мировой океан. Последовавшая за этим мировая война полностью подтвердила правильность выбора главного морского оружия.

И хотя к 1958 г. число авианосцев пришлось сократить до двадцати четырех в сравнении с девяносто девятью авиаматками в 1945-м, в строю остались самые большие и мощные корабли этого класса, ракетных подлодок было пока всего две и именно авиаматки оставались основой морской мощи США. Но и противник поменялся – «лапотная Россия» неожиданно обзавелась ракетоносцами, способными пустить на дно любой американский корабль, даже не приближаясь к нему.

Потому главным назначением новой машины стал перехват таких самолетов Ту-16 над открытым морем до того, как они запустят свои крылатые ракеты, сбить которые шансов пока было маловато. Советские истребители МиГ-17 и МиГ-19 не могли сопровождать морские ударные самолеты так далеко, и прятаться американским перехватчикам было вроде бы не от кого. В то же время им все чаще приходилось работать ночью, а в темноте управлять перемещением по палубе покрашенных темно-синим самолетов оказалось очень трудно.

Поднятые на перехват советского самолета истребитель F-4J Фантом (борт 3848 из эскадрильи Авиации КМП США VMFA-333 на переднем плане) и штурмовик А-7 «Корсар» сфотографированы с его борта уже над своим кораблем, который они должны были защитить Фото: О. Медведко // Spotters.net.ua
Поднятые на перехват советского самолета истребитель F-4J Фантом (борт 3848 из эскадрильи Авиации КМП США VMFA-333 на переднем плане) и штурмовик А-7 «Корсар» сфотографированы с его борта уже над своим кораблем, который они должны были защитить Фото: О. Медведко // Spotters.net.ua

Поэтому первые «Фантомы» Авиации ВМС и Корпуса Морской пехоты США получили типовую яркую окраску, колорит которой придавали многочисленные яркие декоративные элементы. Обычно это были «коньячные звезды», «трилистники» полосы, молнии, «акульи пасти», «тузы», изображения хищных птиц, зверей и насекомых, реже – гербы эскадрилий с их официальными девизами. В то же время популярные в годы минувшей мировой войны живописные шедевры в стиле сюрреализма почти исчезли – в Штатах набирала обороты очередная компания борьбы за нравственность личного состава вооруженных сил, а картины эти чаще всего получались весьма фривольного содержания.

Американский палубный истребитель-бомбардировщик МакДоннелл F-4B «Фантом» с «пиковым тузом» на киле – эмблемой эскадрильи ВМС США VF-41 “Black Aces”. Верхние и боковые поверхности машины светло-серые матовые Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:F-4B_Phantom_of_VF-41_dropping_bombs_in_1962.jpg
Американский палубный истребитель-бомбардировщик МакДоннелл F-4B «Фантом» с «пиковым тузом» на киле – эмблемой эскадрильи ВМС США VF-41 “Black Aces”. Верхние и боковые поверхности машины светло-серые матовые Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:F-4B_Phantom_of_VF-41_dropping_bombs_in_1962.jpg

Фоном для всего этого пестрого многоцветия стала стандартная окраска Navy Tactical Scheme, принятая для морских самолетов США в 1955 г. – блестящий или матовый светло-серый сверху и с боков и глянцевый белый снизу (их официальные наименования и номера стандарта цветов мы сведем в таблицу, которая будет дана в последней части статьи). Обтекатель антенны РЛС в носовой части и контейнер инфракрасного датчика для применения ракет с тепловым самонаведением поначалу красились спецкрасками черного, серого или белого цвета или их сочетаниями, поскольку не было уверенности в отсутствии помех на работу электроники от электропроводных частичек наполнителя других красок. Но затем разрешили применять обычные пигменты и они перестали выделяться.

С сухопутной базы взлетает истребитель F4H-1 (F-4) «Фантом» II из эскадрильи VF-74 Be-Devilers, приписанной к палубному авиакрылу CVG-8 авианосца ВМС США «Форрестол». Самолет покрашен по введенной в 1955 г. «морской тактической схеме» с блестящим покрытием верхних и боковых поверхностей светло-серым цветом, а нижних – белым
С сухопутной базы взлетает истребитель F4H-1 (F-4) «Фантом» II из эскадрильи VF-74 Be-Devilers, приписанной к палубному авиакрылу CVG-8 авианосца ВМС США «Форрестол». Самолет покрашен по введенной в 1955 г. «морской тактической схеме» с блестящим покрытием верхних и боковых поверхностей светло-серым цветом, а нижних – белым

Фото: http://collections.naval.aviation.museum

Прошедший капремонт F-4B эскадрильи ВМС США VF-111 был перекрашен матовой краской с боков и сверху, включая обтекатель антенны радара, на котором появилась «акулья пасть» Фото: http://www.planeaday.com
Прошедший капремонт F-4B эскадрильи ВМС США VF-111 был перекрашен матовой краской с боков и сверху, включая обтекатель антенны радара, на котором появилась «акулья пасть» Фото: http://www.planeaday.com

Но все же традиционную темно-синюю «униформу» некоторые морские «Фантомы» II получили – но стала она уже не камуфляжем, а как раз наоборот. Так покрасили самолеты, совершавшие показательные полеты в составе пилотажной группы ВМС США «Голубые Ангелы» – они сохранили этот цвет и теперь на истребителях IV поколения F-18. Все поверхности F-4 Blue Angels сделали темно-синими глянцевыми с желтым и в таком виде они выступали на авиашоу на потеху публике в самой Америке и среди ее союзников. Теперь эти самолеты розданы по музеям и один из них довелось посмотреть и мне.

МакДоннелл Дуглас F-4J «Фантом» II демонстрационно-пилотажной группе ВМС США «Голубые Ангелы»  – единственные самолеты этого типа, получившие старую темно-синюю окраску, отмененную в 1955 г. Этот самолет ныне стоит в Музее техники в Шпайере в Германии Фото: С.Г. Мороз
МакДоннелл Дуглас F-4J «Фантом» II демонстрационно-пилотажной группе ВМС США «Голубые Ангелы» – единственные самолеты этого типа, получившие старую темно-синюю окраску, отмененную в 1955 г. Этот самолет ныне стоит в Музее техники в Шпайере в Германии Фото: С.Г. Мороз

Довольно большие государственные опознавательные знаки образца 1947 г. на первых F-4 наносились у кромок воздухозаборников, на левой консоли сверху и на правой снизу, иногда заходя на неподвижную часть крыла. На борту фюзеляжа красовались крупные черные надписи US NAVY для самолетов Авиации ВМС США или MARINES для Корпуса морской пехоты – они могли базироваться на тех же авианосцах, входя в их объединенные авиакрылья, но КПМ (US Marine Corps) в Америке оставался при этом независимым видом вооруженных сил.

Трехзначный тактический номер, государственный опознавательный знак и написание номера  самолета эскадрильи VF-74 шрифтом «с тенью» на носовой части истребителя МакДоннелл-Дуглас F-4J «Фантом». На рамах фонаря кабин – звания, фамилии и клички летчика и штурмана-оператора Снято авиационном филиале Имперского военного музея Великобритании в Даксфорде, 11.07.2005 г.
Фото: Д. Дыдышко
Трехзначный тактический номер, государственный опознавательный знак и написание номера самолета эскадрильи VF-74 шрифтом «с тенью» на носовой части истребителя МакДоннелл-Дуглас F-4J «Фантом». На рамах фонаря кабин – звания, фамилии и клички летчика и штурмана-оператора Снято авиационном филиале Имперского военного музея Великобритании в Даксфорде, 11.07.2005 г. Фото: Д. Дыдышко
Опознавательный знак государственной принадлежности образца 1947 г. сверху на левом полукрыле самолета МакДоннелл-Дуглас F-4J «Фантом» эскадрильи VF-74. Также видны многочисленные технические и предупреждающие надписи – NO STEP (не становиться) и NO PUSH (не толкать). На закрылке «обрезанный тактический номер самолета без первой цифры, полный – «114» Фото: Д. Дыдышко
Опознавательный знак государственной принадлежности образца 1947 г. сверху на левом полукрыле самолета МакДоннелл-Дуглас F-4J «Фантом» эскадрильи VF-74. Также видны многочисленные технические и предупреждающие надписи – NO STEP (не становиться) и NO PUSH (не толкать). На закрылке «обрезанный тактический номер самолета без первой цифры, полный – «114» Фото: Д. Дыдышко

На киле крупно, иногда поверх полосы, геометрической фигуры или эмблемы наносились две буквы, обозначавшие авиакрыло, приписанное к данному авианосцу – они были случайными, не сохраняясь длительное время и не являясь сокращением названия корабля. На самолетах «Голубых Ангелов» на этом месте был бортовой номер из одной или двух цифр, необходимый для четкого понимания каждым членом группы своего места в строю. Он был ярко-желтым – как и декоративные элементы окраски этих самолетов.

Над надписями US NAVY или MARINES на хвостовой части фюзеляжа крупно и иногда еще и цветным шрифтом с «тенью» наносился номер эскадрильи – истребительные части палубной авиации ВМС США обозначаются буквами VF и отделенных дефисом цифр – одной или двух-трех, шифр таких эскадрилий у морпехов – VMF. Эскадрильи тактической фоторазведки отличались буквой Р (Photoreconnaissance) в конце.

Пара палубных тактических разведчиков RF-4B «Фантом» II из эскадрильи Авиации Корпуса морской пехоты США VMFP-3 подходят к авиабазе Эль Торо в Калифорнии. В данный момент самолеты не были приписаны к авианосцу, их регистрационный номер написан сокращенно, а тип и модификация в надписях на борту не указаны Фото: USMC // RF4B VMFP3.JPEG
Пара палубных тактических разведчиков RF-4B «Фантом» II из эскадрильи Авиации Корпуса морской пехоты США VMFP-3 подходят к авиабазе Эль Торо в Калифорнии. В данный момент самолеты не были приписаны к авианосцу, их регистрационный номер написан сокращенно, а тип и модификация в надписях на борту не указаны Фото: USMC // RF4B VMFP3.JPEG

Номера эти наносились уже сервисными центрами ВМС, и какой-то стандарт появился только к началу 1970-х, когда сама такая окраска вскоре была отменена.

Еще выше значились последние четыре цифры номера, присваиваемого самолету Бюро аэронавтики ВМС США при его заказе – так называемые Bu.No. На носовой части крупно, а иногда и мельче на закрылках, щитках ниш шасси и на вертикальном оперении полностью или без первой цифры наносились двух- или трехзначные тактические номера. Они не повторялись в данном авиакрыле, но ряд особо ответственных процедур, например, учет налета часов и количества произведенных посадок, положено было выполнять, ориентируясь именно на Bu.No., который значился на титульном листе формуляра данного экземпляра самолета. И хотя «перекрытия» последних цифр пока не случалось, уже в середине 1960-х вышел приказ снова писать этот номер полностью. Но поскольку он имел для F-4 шесть цифр, шрифт существенно уменьшили, сместив его ниже.

На фюзеляже были и другие важные надписи – мелко внизу тип самолета (например, F-4B,) и название корабля базирования (к примеру, USS Ranger). Наконец, на нижних рамах подъемных частей фонарей кабин значились звания, имена, фамилии и радиопозывные летчика и штурмана этого самолета – на этот раз обойдусь без комментариев. Позывные часто становились кличками указанных людей, применяемыми и в быту, фамилия и звание старшего техника самолета также иногда писалась, но на носовой части самолета, но мелко, а чтоб ему еще и такую кличку дали, нижним чинам надо было еще и заслужить.

Зачем наносили на самолет эту информацию – загадка, разве что на случай, если вдруг техник забудет, что обслуживает и где находится. С сокращением числа авианосцев (теперь в авиагруппе их обычно было не более двух, очень редко – три) и повсеместного внедрения на них радиотехнических систем ближней навигации и посадки вкупе с автоматизацией учета перемещений самолетов по кораблю случайных посадок не на свою палубу уже не было. Зато эти надписи четко просматривались на снимках, сделанных аэрофотоаппапатами и ручными камерами с борта советских самолетов, являясь ценной разведывательной информаций, а теперь помогают историкам четко идентифицировать такой самолет буквально с первого раза.

Тактический истребитель F-4J эскадрильи Авиации ВМС США VF-96 "Fighting Falcons" готовится к посадке на свой авианосец «Констеллейшн», название которого нанесено крупным шрифтом, тогда как тип самолета и его регистрационный номер даны уже мелко, а номер эскадрильи на своем месте вовсе отсутствует. Буквы NG – в данном случае шифр 9-го ударного палубного авиакрыла – Attack Carrier Air Wing 9 (CVW-9) Фото: US Navy // F-4J Phantom II of VF-96 in flight over USS Constellation (CVA-64), in the early 1970s.jpg
Тактический истребитель F-4J эскадрильи Авиации ВМС США VF-96 "Fighting Falcons" готовится к посадке на свой авианосец «Констеллейшн», название которого нанесено крупным шрифтом, тогда как тип самолета и его регистрационный номер даны уже мелко, а номер эскадрильи на своем месте вовсе отсутствует. Буквы NG – в данном случае шифр 9-го ударного палубного авиакрыла – Attack Carrier Air Wing 9 (CVW-9) Фото: US Navy // F-4J Phantom II of VF-96 in flight over USS Constellation (CVA-64), in the early 1970s.jpg

Кроме всего этого на внешней обшивке самолетов F-4 в окраске Navy Tactical Scheme обычно наносились яркими линиями обозначения опасных зон, например, воздухозаборников, которые были помечены большим красным уголком с надписью DANGER AIR INTAKE. Лючки доступа к предохранителям электросистемы катапультирования кресел были маркированы красно-белым треугольником с надписью DANGER EJECTION SEATS & CANOPY или желтой стрелкой RESQUE, иногда и тем, и тем знаком.

Нанесение предупреждающего знака «Опасно – воздухозаборник» на носовой части самолета МакДоннелл-Дуглас F-4B «Фантом» Bu.No. 150627 эскадрильи Авиации ВМС США VF-101 "Grim Reapers" – самолет рулит по палубе авианосца «Америка» Фото: US Navy // F-4B Phantom II of VF-101 aboard USS America (CVA-66), in 1967 (6432036).jpg
Нанесение предупреждающего знака «Опасно – воздухозаборник» на носовой части самолета МакДоннелл-Дуглас F-4B «Фантом» Bu.No. 150627 эскадрильи Авиации ВМС США VF-101 "Grim Reapers" – самолет рулит по палубе авианосца «Америка» Фото: US Navy // F-4B Phantom II of VF-101 aboard USS America (CVA-66), in 1967 (6432036).jpg
Размещение технических надписей и предупреждающих знаков на носовой части самолета МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом». Эта машина принадлежала ВВС США, а затем была передана Национальной Гвардии штата Мичиган, сохранив до конца своей службы в начале 1990-х «морскую» базовую окраску Navy Tactical Scheme Фото: С.Г. Мороз
Размещение технических надписей и предупреждающих знаков на носовой части самолета МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом». Эта машина принадлежала ВВС США, а затем была передана Национальной Гвардии штата Мичиган, сохранив до конца своей службы в начале 1990-х «морскую» базовую окраску Navy Tactical Scheme Фото: С.Г. Мороз
Расположение надписей на хвостовой части фюзеляжа и вертикальном оперении самолета МакДоннелл-Дуглас F-4J «Фантом» эскадрильи VF-74, приписанной к палубному авиакрылу CVG-8 уже во время его службы на борту авианосца ВМС США «Америка» – обозначение самолета и его регистрационный номер полностью нанесены мелким шрифтом Фото: Д. Дыдышко
Расположение надписей на хвостовой части фюзеляжа и вертикальном оперении самолета МакДоннелл-Дуглас F-4J «Фантом» эскадрильи VF-74, приписанной к палубному авиакрылу CVG-8 уже во время его службы на борту авианосца ВМС США «Америка» – обозначение самолета и его регистрационный номер полностью нанесены мелким шрифтом Фото: Д. Дыдышко

Наконец, по всему самолету было разбросано множество технических надписей – инструкций механикам мелким черным шрифтом. Некоторые были совсем короткие, такие как JP-4 Fuel (марка топлива на горловине централизованной заправки), другие представляли целые тирады. Читать такое каждый раз никто не будет, и постепенно их заменили цветными и черными символами – точками, кружками и другими геометрическими фигурами или полосками разной формы, но небольших размеров.

«Фантомы» для сухопутной авиации

Первые самолеты МакДоннелл-Дуглас F-110A«Фантом», переобозначенные в F-4A в 1962 г., а затем и F-4C и RF-4C крупносерийного производства были поставлены в части Военно-воздушных сил США на рубеже 1960-х гг. в той же окраске Navy Tactical Scheme, что и для морской авиации. Это было оправдано, поскольку в то время они предназначались в основном для действий на больших высотах и сверхзвуковых скоростях, базируясь сравнительно далеко от линии боевого соприкосновения.

Сухопутный тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4A «Фантом» II (F-110A) установочной серии – машина покрашена по «морской тактической схеме», сохранив ее и после первого капремонта. На киле этой сравнительно редкой машины – герб тактического авиационного командования, который на строевых F-4C в такой окраске обычно не наносился Фото: Dayton USAF National Museum
Сухопутный тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4A «Фантом» II (F-110A) установочной серии – машина покрашена по «морской тактической схеме», сохранив ее и после первого капремонта. На киле этой сравнительно редкой машины – герб тактического авиационного командования, который на строевых F-4C в такой окраске обычно не наносился Фото: Dayton USAF National Museum

Такая окраска весила сравнительно немного (в общей сложности несколько десятков кило) и лишь незначительно увеличивала аэродинамическое сопротивление самолета – так что после ее нанесения скорости и дальности практически не снижались. У нее было еще одно преимущество перед ушедшими в историю казалось бы навсегда темными защитными камуфляжами тактических самолетов, которые и весили больше, и увеличивали шероховатость обшивки – светло-серые и белые цвета хорошо отражали световое и тепловое излучение при близком атомном взрыве.

Все самолеты F-4В и С были носителями тактического ядерного оружия – свободнопадающих авиабомб, например, В28 мощностью до 1,45 мегатонны в тротиловом эквиваленте и управляемых ракет воздух-поверхность AGM-12D «Балпап-В», которые могли снаряжаться фугасной или специальной БЧ типа W45, дававшей взрыв силой 15 килотонн. Тогда считалось, что не только электрические, но и гидравлические, пневматические и даже просто механические системы могут выйти из строя от резкого перегрева (сгореть, деформироваться и заклинить и даже разрушиться), топливо и другие жидкости вскипят, а баллоны со сжатыми газами полопаются от светотеплового импульса, если их так не покрасить.

Натурными испытаниями было установлено, что наибольшему воздействию этих поражающих факторов подвергаются нижние поверхности самолета, но защищать светлой окраской надо и остальное. Уязвимым местом, даже если эпицентр взрыва был сзади, оказались обтекатель антенны РЛС (для работы которой черная краска была бы лучше!), передние кромки крыла и оперения, которые и так сильно нагреваются в полете на сверхзвуковой скорости.

Первые тактические истребители МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» поставлялись в части ВВС США в том же виде, что и в морскую авиацию, отличаясь разве что меньшим числом декоративных элементов окраски Фото: U.S. Air Force // 071203-F-9999J-026 [1]
Первые тактические истребители МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» поставлялись в части ВВС США в том же виде, что и в морскую авиацию, отличаясь разве что меньшим числом декоративных элементов окраски Фото: U.S. Air Force // 071203-F-9999J-026 [1]

Знаки государственной принадлежности на первых сухопутных истребителях F-4C и разведчиках RF-4C наносились так же, как и на морских F-4B, а на их принадлежность к Военно-воздушным силам США указывали надписи U.S. AIR FORCE на бортах фюзеляжа полностью, а также на крыле справа сверху и слева снизу на сторонах, противоположных этим знакам сокращенно – USAF.

Надписи эти по инструкции наносились темно-синим цветом, но инструкции и в Америке пишут для того, чтобы их иногда нарушать. Так бывало, например, с самолетами F-4C и RF-4C, проходившими перекраску в эксплуатации, а буквы USAF с их крыльев со временем просто исчезли.

Остальная маркировка американских тактических самолетов в то время включала только регистрационный номер машины (Sign Number или сокращенно S/N), присваиваемый при заказе (поначалу это делало Министерство ВВС, потом – Командование снабжения и, наконец, эту задачу передали одному из управлений Пентагона – федерального Министерства обороны).

Нанесение знаков определения государственной принадлежности и надписи USAF на крыле тактического разведчика RF-4C «Фантом» ВВС США, покрашенного в соответствии с морской тактической схемой
Нанесение знаков определения государственной принадлежности и надписи USAF на крыле тактического разведчика RF-4C «Фантом» ВВС США, покрашенного в соответствии с морской тактической схемой

Фото: http://stellar-views.com

Этот номер состоял из двух цифр года заказа, из которых отображалась только первая, и порядкового номера заказа, который каждый новый финансовый год начинали с единицы. Например, номер на борту 37410 соответствовал самолету F-4C-15-MC S/N 63-7410, заказанному для ВВС США с оплатой по бюджету 1963 ф.г. На самолетах F-4 ВВС США поначалу наносился еще и так называемый Buzz Number («громкий номер»), состоящий из двух букв (для F-4 – всегда FJ) и трех последних цифр полного регистрационного номера. «Громкий номер» без букв могли использовать в качестве тактического и общего позывного экипажа (при этом летчик и штурман имели и собственные позывные, которые они использовали после катапультирования для аварийной радиосвязи).

Тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II – машина ВВС США в окраске Navy Tactical Scheme с матовой серой окраской верхних и боковых поверхностей. До 1962 г. самолеты этой модификации помимо регистрационного номера на киле несли еще и «громкий номер» на фюзеляже – три последних цифры S/N и буквы FJ через дефис
Тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II – машина ВВС США в окраске Navy Tactical Scheme с матовой серой окраской верхних и боковых поверхностей. До 1962 г. самолеты этой модификации помимо регистрационного номера на киле несли еще и «громкий номер» на фюзеляже – три последних цифры S/N и буквы FJ через дефис

Фото: https://www.flickr.com/photos/kdavidclark/5687727834

Первые сухопутные «Фантомы» отличались от морских еще и тонкой красной или черной полосой на фюзеляже, которая обозначала разъем между его головной и хвостовой частями, по которому они могли быть расстыкованы, например, для перевозки транспортом или эвакуации с места аварии.

Тактический разведчик ВВС США МакДоннелл-Дуглас RF-4C «Фантом» II – вероятно, один из первых серийных, снятый до 1962 г. Сухопутные самолеты этого типа хотя поначалу и красились точно так же, как морские, но отличались не только маркировкой, но и тонкой полосой в месте стыка головной и хвостовой частей фюзеляжа Фото: https://hushkit.files.wordpress.com/2012/11/bigphan2.jpg
Тактический разведчик ВВС США МакДоннелл-Дуглас RF-4C «Фантом» II – вероятно, один из первых серийных, снятый до 1962 г. Сухопутные самолеты этого типа хотя поначалу и красились точно так же, как морские, но отличались не только маркировкой, но и тонкой полосой в месте стыка головной и хвостовой частей фюзеляжа Фото: https://hushkit.files.wordpress.com/2012/11/bigphan2.jpg

В таком «окрасе» самолеты МакДоннелл-Дуглас F-4 «Фантом» заступили на службу в морской и сухопутной авиации на рубеже 1960-х. Время было беззаботное, веселое, это была эпоха рок-н-ролла и хиппи с их призывом к людям «Make love, not war!» – «Занимайтесь любовью, а не войной!». Но, как и многие другие лозунги, уж очень он был оторван от действительности.

Пока всяческие авиашоу, в которых звездами первой величины блистали в показательных полетах на потеху публике раскрашенные во все цвета радуги американские «Фантомы», собирали толпы народа, мир, между прочим, находился в состоянии очередного обострения холодной войны, которая как канатоходец над зрителями балансировала на грани глобальной термоядерной катастрофы или войны малой где-нибудь у черта на куличках.

В 1963-м грянул Карибский кризис, и хотя он был быстро урегулирован, скучный человек с безликой фамилией Джонсон, сменивший в Белом Доме застреленного вслед за этим слишком уж харизматического президента Кеннеди с внешностью кинозвезды, нашел крепким парням в кабинах американских «Фантомов» настоящую работу.

Он говорил, что это совершенно необходимо для защиты свободы и демократии в зоне жизненно важных интересов США в месте, которое называлось Вьетнам. Поначалу он заявлял, что для защиты традиционных американских ценностей в этой разделенной на капиталистическую южную и социалистическую северную части страны будет достаточно пары батальонов морской пехоты и десятка самолетов. Но сил надо было все больше и больше, пока «ограниченная полицейская акция» не превратилась в полномасштабную войну с массированным применением всех видов новейших вооружений, включая сверхзвуковые всепогодные тактические истребители и разведчики МакДоннелл-Дуглас F-4 «Фантом».

Пришли они туда в таких же ярких окрасках, в которых летали в мирное время, но вскоре им пришлось «переодеться в камуфляж». Когда после печально известного «Тонкинского инцидента», который до боли напоминал обычную провокацию в стиле янки для создания очередного «казус белли», в августе 1964-го Америка ввязалась в открытую войну с Северным Вьетнамом и начала его бомбить, оказалось, что у противника есть и боевая авиация, да еще такая, которая может навязать свои правила игры.

Но о том, как это обстоятельство отразилось на внешнем облике попавших на войну в Юго-Восточной Азии самолетов МакДоннелл-Дуглас F-4 «Фантом» мы поговорим в следующей части статьи, а сейчас совершим скачок во времени и в пространстве, чтобы посмотреть на первые самолеты этого типа еще в одной составляющей вооруженных сил Америки – в Авиации Национальной Гвардии США.

Тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II – машина ВВС Национальной Гвардии штата Орегон в окраске Navy Tactical Scheme
Тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II – машина ВВС Национальной Гвардии штата Орегон в окраске Navy Tactical Scheme

Фото: https://www.airfighters.com/aircraft-data/mcdonnell-douglas-f-4c-phantom-ii

«Воины по выходным»

Согласно официальной версии, Национальная Гвардия была образована в Америке в 1636 г. еще когда она была лишь несколькими разрозненными английскими колониями. Как бы то ни было, эта военная организация существует по сей день, имея в том числе и боевую авиацию. Части Нацгвардии формально принадлежат штатам, на территории которых базируются, но в случае войны могут действовать совместно с федеральными вооруженными силами. Авиация в составе Национальной Гвардии США появилась в 1915 г. и теперь есть ее формированиях повсеместно. Она может привлекаться к операциям ВВС, но главной ее боевой задачей является противовоздушная оборона объектов и территории того штата, которому принадлежит.

Поначалу летчиками Национальной Гвардии были гражданские пилоты, прошедшие минимальную военную подготовку – они должны были налетывать определенное число часов в год в свободное от своей основной работы время, за что американских национальных гвардейцев называли «воинами по выходным». И какое-то время этого хватало, особенно пока оставалось много уволенных в запас военных авиаторов после II мировой войны, но с переходом на реактивные самолеты кто попало на них летать уже не мог и постепенно пришлось перейти на профессиональную комплектацию летными кадрами и эскадрилий ВВС Национальной Гвардии. Одновременно с принятием законов об этом с бортов самолетов Нацгвардии надписи AIR NATIONAL GUARD или ANG были заменены на U.S. Air Force / USAF, но названия штатов остались.

Техника для частей Air National Guard (а само это наименование остается в силе) обычно не выпускается специально, а передается из состава регулярных ВВС США после того, как будет заменена там на новые образцы, что, наверное, логично. Так и самолеты МакДоннелл-Дуглас F-4 «Фантом» оказались, в конце концов, среди «воинов по выходным».

Тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II – машина ВВС Национальной Гвардии штата Калифорния – конец 1980-х гг.
Тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II – машина ВВС Национальной Гвардии штата Калифорния – конец 1980-х гг.

Фото: https://twitter.com/ggggmmpp/status/1174339282208731136

Там они сохранили ту окраску, в которой летали в 1960-х, разве что ставшую чуть более яркой за счет дополнительных декоративных элементов – цветных и черных контрастных полос, «шашечек», изображений животных и птиц, а также различных символов тех штатов, которым они принадлежали, или герб ВВС Нацгвардии. Причем по-старинке, бывало, перекрашивали даже те машины, которые уже успели при предыдущих капремонтах получить камуфляж, а некоторые уже были выпущены с ними сразу с завода, а теперь стали светло-серыми. Мало того, на этих самолетах восстанавливали старые государственные опознавательные знаки образца 1947 г. – большие сине-бело-красные вместо маленьких новых, наносившихся только серым контуром по фону основного камуфляжа. И в таком виде «Фантомы» ВВС Национальной Гвардии США дожили до своего списания в 1990-х.

Тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II – машина 171-й эскадрильи истребителей-перехватчиков 191-й тактической разведывательной авиагруппы ВВС Национальной Гвардии штата Мичиган – в таком виде самолет базировался на аэродроме Селфридж в июле 1987 г.
Тактический истребитель МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II – машина 171-й эскадрильи истребителей-перехватчиков 191-й тактической разведывательной авиагруппы ВВС Национальной Гвардии штата Мичиган – в таком виде самолет базировался на аэродроме Селфридж в июле 1987 г.

Фото: https://www.pinterest.fr/pin/338684834468913136/

В таком «устаревшем» виде с серо-белой окраской и давно отмененными государственными опознавательными знаками образца 1947 г. истребитель-бомбардировщик МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II дослужил в ВВС Национальной Гвардии штата Мичиган до начала 1990-х гг., когда был передан в Технический музей в Шпайере в Германии Фото: С.Г. Мороз
В таком «устаревшем» виде с серо-белой окраской и давно отмененными государственными опознавательными знаками образца 1947 г. истребитель-бомбардировщик МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II дослужил в ВВС Национальной Гвардии штата Мичиган до начала 1990-х гг., когда был передан в Технический музей в Шпайере в Германии Фото: С.Г. Мороз
На вертикальном оперении истребителя-бомбардировщика МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II, который хранится сейчас в Техническом музее в Шпайере, мы видим герб ВВС Национальной Гвардии США, надпись с названием штата Мичиган и цветные декоративные элементы – такие же желто-черные «шашечки» нанесены и перед воздухозаборником Фото: С.Г. Мороз
На вертикальном оперении истребителя-бомбардировщика МакДоннелл-Дуглас F-4C «Фантом» II, который хранится сейчас в Техническом музее в Шпайере, мы видим герб ВВС Национальной Гвардии США, надпись с названием штата Мичиган и цветные декоративные элементы – такие же желто-черные «шашечки» нанесены и перед воздухозаборником Фото: С.Г. Мороз
Тактический истребитель ВВС США МакДоннелл Дуглас F-4D «Фантом» 194-й эскадрильи 144-го авиакрыла всепогодных перехватчиков ВВС Национальной Гвардии штата Калифорния – в таком виде самолет летал с авиабазы Фресно-Йосимите в августе 1989 г.
Тактический истребитель ВВС США МакДоннелл Дуглас F-4D «Фантом» 194-й эскадрильи 144-го авиакрыла всепогодных перехватчиков ВВС Национальной Гвардии штата Калифорния – в таком виде самолет летал с авиабазы Фресно-Йосимите в августе 1989 г.

Фото: https://www.airhistory.net/photo/151483/65-0584/50584

Тактический истребитель ВВС США МакДоннелл Дуглас F-4D «Фантом» 179-й эскадрильи ВВС Национальной Гвардии штата Миннесота – август 1989 г.
Тактический истребитель ВВС США МакДоннелл Дуглас F-4D «Фантом» 179-й эскадрильи ВВС Национальной Гвардии штата Миннесота – август 1989 г.

Фото: https://mnangmuseum.org/f-4d-phantom-ii

Но ими одними история самолета F-4 и его камуфляжей не ограничивается – мало того, описанную здесь серо-белую окраску маскировочной можно назвать лишь условно, а о том, как «американские призраки» от противника «прятались» мы начнем говорить в следующей части статьи.

Продолжение следует

Ну а пока усталым путникам железного потока истории техники я предлагаю передохнуть, посетив замечательный сайт Кот-ученый и прочтя там о том, как и почему движутся литосферные плиты нашей матушки-планеты