Сегодня почти все страны, где преобладает ислам, отстают в экономическом и техническом развитии. Исключением являются лишь некоторые страны, активно занимающиеся торговлей нефти. Можно конечно долго с этим спорить, но в мире насчитывается около 25% мусульман, а доля ВВП исламских стран менее 10% от общего мирового показателя, в мировом экспорте высоких технологий всего 3,7%, а нобелевских лауреатов среди мусульман всего 1,4%. Поэтому жители большинства исламских стран уезжают в другие страны в поисках лучшей доли.
Но так было не всегда. Золотой век исламской цивилизации (VIII-XIII век н.э.) начался на несколько сотен лет раньше европейского. Исламские ученые сделали огромный вклад в развитие математики, физики и.т.д. Наиболее известным из них в европейском мире является Авицена (Ибн Сина). Он написал более 450 трудов в 29 областях науки. Особенно большой вклад Авицена сделал в развитие медицины.
Такими темпами исламская цивилизация могла на сотни лет опередить европейскую, но почему же этого не случилось? Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.
Когда Европа обратилась в христианство и достаточно окрепла, начались крестовые походы, а затем и колонизация исламских земель. Европейцы стали для мусульман достаточно сильными соперниками. Но войны не являются важной причиной, они были везде и хотя какие-то страны исчезали с карт, тем не менее цивилизация развивалась.
Развитие капитализма в европейских странах является более значительным фактором отставания исламской цивилизации. Ислам, католицизм, православие идеальны для управления обществом при рабовладельческом или феодальном строе, но не очень хороши для капитализма. Эти религиозные системы, как правило, тесно связаны с государственной властью и стремятся к тотальной диктатуре церкви в жизни граждан. Для системы, где есть хозяева и рабы – это хорошо. Но в таком случае сложно производить сложные высокотехнологичные изделия. Рабы, под страхом кнута и ада могут прекрасно работать вилами и лопатой на земле, но вряд ли будут производить продукцию, для изготовления которой требуется сложный кропотливый или интеллектуальный труд и ответственность. Ведь для этого требуется не только талант, но и адекватная оплата труда.
Ислам наименее совместим с капитализмом, потому что в этой религии запрещено ростовщичество. Хотя кредиты для многих и являются злом, они очень часто необходимы для развития промышленности и освоения новых ресурсов.
Православные и католические страны, скорее всего, тоже бы не добились большого прогресса, если бы в XVI веке не появился протестантизм, который положил конец тотальной религиозной диктатуре. Протестантизм дает человеку больше свободы и, как правило, не так тесно связан с государственной властью. Его последователи чащи менее оторваны от мира, чем католики и православные, которые считают, что земная жизнь не так уж и важна по сравнению с обещанной вечной жизнью. Протестантизм гораздо более совместим с капитализмом, чем католицизм, православие или ислам. На эту тему есть даже серьезная работа немецкого социолога и экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Кстати, в Российской империи развитием промышленности и торговли занимались в основном иностранцы и старообрядцы, вышедшие из крестьянских семей, в то время как высокородные православные (никонианские) помещики считали, что не барское это дело.
В XX веке в отставании некоторых исламских стран значительную роль сыграли Европа и США. Они создавали и поддерживали радикальные течения в исламе, для того чтобы сделать мусульман орудием в достижение своих целей. Так, например, США обучали и финансировали радикальное движение талибан для борьбы с СССР. Подобные течения видят свой идеал в средневековье и особенно во времена жизни пророка Мухаммеда. Освоению новых технологий, они предпочитают изучение Корана. Поэтому в странах, где сильны радикальные настроения, наиболее сильно отстают в развитии.