Значение Данте Алигьери для европейской, да и мировой, культуры огромно. Он жил в XIII-XIV веках и выразил в своей поэзии те идеи, которые тогда зародились в Европе и изменили ее. Это был период, названный Эпохой Возрождения и знаменовавшийся сменой мировоззренческих установок. "Божественная комедия" стала тем произведением, в котором эти новые установки были выражены в художественной форме.
Данте писал не философский труд, но его поэма оказалась пронизана пафосом новых философских идей и стала своего рода печкой, от которой плясали потом все остальные мыслители Возрождения.
Слушайте мои подкасты на темы культуры, искусства, философии, социологии на сайте sponsr!
О жизни Данте Алигьери известно немного и не в таких подробностях, как хотелось бы. Он был флорентийцем (кстати, в городе можно видеть его дом, туда водят туристов), семья была состоятельная, с солидной историей рода, которую возводили аж к Элизиям, основателям Флоренции. Данте учился в университете Болоньи на юридическом факультете, об этом точных сведений нет, но известно, что несколько лет в юности он прожил в Болонье, так что вывод напрашивается сам собой. Еще со школы он увлекался философией, читал труды богословов и, конечно, Платона и Аристотеля.
Вернувшись домой, молодой Данте активно занялся политической деятельностью, принадлежал партии белых гвельфов, выступавшей за усиление власти римского Папы и уменьшение власти императора Священной Римской империи. Успеха эта партия не достигла, и Данте был изгнан из города. Больше во Флоренцию он не вернулся.
Как поэт, он стал известен благодаря сонетам, написанным в честь идеальной возлюбленной Беатриче. В изгнании Данте начал писать свою "Божественную комедию". Философские идеи, которые он выразил в этом произведении, можно охарактеризовать одним словом — гуманизм. Данте интересовал, прежде всего, человек как моральное существо, стремящееся к счастью. Счастья же без добродетели не бывает, это твердое убеждение Данте. Он подчеркивал такие добродетели, как мудрость, благородство, мужество, справедливость, доброжелательность. Все эти качества нужно сохранять в себе, как бы сурово судьба не поступила с тобой.
Согласно Данте, между богом и человеком нет никакого противоречия. Духовное и природное сосуществуют в человеке гармонично. Человек вообще самоценен, он может достичь блага сам, именно на нем лежит ответственность за собственное счастье. При этом важны его личные моральные качества, а не титул или богатство. Бога, конечно, Данте не игнорировал, но существенно отодвинул, высветив на первом плане человека.
Вот так возник европейский гуманизм.
#философия #культура #история
Читайте еще на моем канале:
Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов
Как аксиология объясняет, что такое ценность
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Вот так выглядит древнейшая чаша с изображением сотворения мира
Подписывайтесь на наши блоги и следите за обновлениями!