Официальный ответ США на требования России о гарантиях безопасности был доставлен в МИД в Москву в среду. Худшие опасения Москвы оправдались: Вашингтон просто уклонился от ответа на вопрос, не коснувшись основных опасений России – расширения НАТО, отката натовских контингентов до уровня, существовавшего до 1997 года, и т.д. – и вместо этого предложено обсуждать меры укрепления доверия (МД).
Тем не менее, Москва пойдет только по пути диалога, поскольку в интересах России не проявлять упрямства, хотя, если судить по опыту, МД с США длятся только до тех пор, пока она не откажется от них. Президент Владимир Путин в своем ежегодном обращении к российскому парламенту в апреле прошлого года четко провел «красные линии» настолько, насколько Москва хочет хороших отношений с другими странами и «на самом деле не хочет сжигать мосты», если кто-то ошибается в ее добром намерении и принимает их за безразличие или слабость и намерен сжечь или даже взорвать эти мосты, то он должен знать, что ответ России будет «асимметричным, быстрым и жестким».
С тех пор российские официальные лица неоднократно подчеркивали, что невозможен компромисс в отношении дальнейшего расширения НАТО (Организации Североатлантического договора) или развертывания альянса у границ России. По сути, «асимметричная» реакция России уже разворачивается. Потенциально в игре есть три ключевых шаблона. Первым, конечно же, является требование Коммунистической партии России на прошлой неделе признать сепаратистские регионы Донбасса на востоке Украины, за которым последовал призыв правящей партии «Единая Россия» к правительству оказать всю военную и экономическую поддержку с тем, чтобы эти регионы противостояли любым агрессивным действиям Киева.
Российский парламент вполне может поддержать эти требования. Теперь, если Киев вмешается военным путем, чтобы остановить появление Донецка и Луганска как самостоятельных образований, и будет угрожать безопасности русского населения региона, это будет casus belli для вмешательства Москвы, у которой не останется другого выбора, кроме как оттеснить украинскую силы и создать буфер в любом месте до Днепра.
Второй шаблон, который становится кинетическим, это энергетический фронт. Дело в том, что крупнейший российский экспортер энергоносителей «Газпром» прокачивает газ в соответствии с действующими контрактами с европейскими странами. Но подача газа в Германию по газопроводу «Ямал» закончилась 21 декабря. Москва не делала никаких заявлений по этому поводу и, вероятно, ожидает, что одобрение властями Германии нового газопровода «Северный поток-2», пропускная способность которого составляет 55 миллиардов кубометров в год, это вопрос времени.
Цена на российский газ очень конкурентоспособна. Средняя цена российского газа составляет около 280 долларов за 1000 кубометров (тогда как цена на спотовом рынке недавно достигла 2000 долларов). Таким образом, США не могут конкурировать с Россией на европейском рынке, и возникает необходимость лишить Россию статуса ведущего поставщика. Однако даже если США найдут способ увеличить поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, цены на энергоносители подскочат. Точно так же другие страны-экспортеры газа – Норвегия, Алжир и Катар – не имеют избыточных мощностей для покрытия дефицита поставок российского газа в Европу.
Таким образом, «Северный поток-2», который Вашингтон хотел убить еще в колыбели, стал проверкой стратегической автономии Евросоюза. В Вашингтоне считают, что задержка сертификацией газопровода «Северный поток-2» заставит Москву отступить в Украине, поскольку Россия зарабатывает на трубопроводе более 15 миллиардов долларов в год. (Россия вместе с западными компаниями вложила в строительство трубопровода около 11 миллиардов долларов). Москва предупредила, что держать «Северный поток-2» в заложниках будет «контрпродуктивно». И, сомнительно, чтобы Кремль можно было запугать, чтобы он отказался от жизненно важных интересов безопасности – расширения НАТО и т. д. – ради спасения экспорта газа в Европу.
Россия имеет огромные валютные резервы и может позволить себе некоторые финансовые потери. Кроме того, вскоре Россия подпишет контракт на строительство трубопровода «Сила Сибири-2» в Китай с пропускной способностью 55 миллиардов кубометров газа. Если дело дойдет до драки, Россия заменит европейских покупателей азиатскими покупателями, такими как Япония, Южная Корея и Индия.
Третий шаблон асимметричного ответа России касается и вовсе интригующей сферы – внутренней политики Украины. Президент Украины Владимир Зеленский возглавляет нестабильный режим с ослабленной базой власти. В Киеве заправляют ультранационалистические правые элементы. Перспективы Зеленского на второй срок на президентских выборах в марте 2024 года выглядят не очень хорошо. Если Украина потерпит военное поражение, судьба Зеленского решена. При этом находящиеся на линии соприкосновения с Донбассом антироссийские экстремистские военизированные группировки могут счесть целесообразным спровоцировать конфликт, подстрекаемый западной разведкой, спровоцировав, тем самым, вмешательство Москвы.
Понятно, что аннексия украинской территории или прямое вторжение на Украину не входят в российские расчеты, но если безопасность миллионов россиян на Донбассе окажется под угрозой, Москва не сможет оставаться равнодушной. США это знают, и Зеленский это знает. Вот почему Зеленский и его министр обороны Алексей Резников в последнее время «вышли из общего информационного строя» и начали снижать напряженность, даже заявляя, что Москва не рассматривает возможность своей агрессии.
Резников (который когда-то служил в советской армии) сказал 24 декабря после встречи с депутатами в Киеве: – «На сегодняшний день российская армия не сформировала ударную группу, которая была бы способна осуществить вторжение. С военной точки зрения нет оснований думать, что завтра произойдет вторжение». Ситуация достигла апогея в пятницу, когда CNN сообщила, что у президента США Джо Байдена был трудный 80-минутный разговор с Зеленским, в котором он пытался убедить его в неизбежности российского вторжения и намерениях Москвы отстранить его от власти. Как сообщает CNN, в «долгом и откровенном» разговоре Зеленский не согласился и оценил, что угроза со стороны России остается «опасной, но неоднозначной», и нет уверенности в том, что нападение состоится.
CNN в пятницу также сообщило о «новых признаках раскола между США и Украиной из-за неизбежности возможного российского вторжения. В последние дни в Киеве усилилось разочарование из-за эскалации риторики США по поводу кризиса. Здесь необходимо учитывать, что Зеленский победил на выборах в 2019 году при большой поддержке этнических русских избирателей на предвыборной платформе, направленной на улучшение отношений с Россией и урегулирование на Донбассе. Конечно, после прихода к власти, под огромным давлением правых украинских националистов, которые командовали уличной властью, и закулисными манипуляциями со стороны западных держав, Зеленский изменил курс и начал проводить антироссийскую политику.
Зеленский осознает, что он наверняка станет неудачником, если нынешнее напряженное противостояние с Россией приведет к войне. Трагедия в том, что он больше не контролирует линию соприкосновения с Донбассом, где находятся американские наемники. Его приоритетом будет дожить и восстановить утраченные политические позиции до выборов 2024 года. Москва прекрасно разбирается в подводных течениях украинской политики. Примечательно, что министр иностранных дел Сергей Лавров повторил в пятницу через государственные СМИ: – «Президент России сказал: если Зеленский хочет обсудить нормализацию двусторонних отношений… мы готовы к этому, нет проблем. Пусть приезжает в Москву, Сочи или Санкт-Петербург».
М.К. Бхадракумар. Статья подготовлена в сотрудничестве с Indian Punchline и Globetrotter и предоставлена Asia Times.