Фильм Ролана Быкова "Чучело" — тяжелая история, в центре сюжета которой травля чудаковатой девочки Лены Бессольцевой, не вписавшейся в классный коллектив. Тема коллективной травли наиболее актуальна для младшего подросткового возраста. По сути, буллинг — это коллективная разрядка негативных эмоций на одном из ровесников, личность которого не соответствует нормам поведения и картины мира, присущей членам конкретного детского коллектива. С этой точки зрения интересен калейдоскоп характеров героев-подростков из быковского "Чучела".
Но ситуация может ухудшиться, когда среди зачинщиков травли появляется человек, который манипулируя мнением толпы, пытается извлечь из ситуации конкретную личную выгоду. В фильме "Чучело" этот человек — Шмакова, звезда класса, первая красавица, пользующаяся повышенным вниманием "мужской" половины коллектива.
И дело не в выдающихся внешних данных. Ее простенькая внешность: небольшие глаза, курносый нос-картошка и пухлые щеки удачно "обыграны" челкой, светлыми волосами и умением "держать лицо". Девочка уверена в своей исключительности, и именно это приковывает к ней всеобщее внимание. Но, увы, у мальчика, который нравится самой Шмаковой, она интереса не вызывает...
Шмакова в большей степени, чем остальные, заинтересована в травле Бессольцевой. Ее мотивы принципиально отличны от общей направленности этого отвратительного явления. Сорвавшаяся поездка в Москву по причине "предательства", вину за которое новенькая девочка в классе, Лена Бессольцева взяла на себя, была просто поводом для травли. Причины же ненавидеть "внучку миллионера" у каждого из зачинщиков были свои и связаны они были с психологическими проблемами и комплексами подростков.
И только Шмакова принимала участие в издевательствах над Бессольцевой по конкретной и вполне осязаемой причине: она тоже была влюблена в Сомова и хотела таким образом избавиться от соперницы. Хотя и без комплексов не обошлось — сама по себе заинтересованность Шмаковой в отношениях с Димой сформировалась именно из-за ее переживаний по поводу финансовой несостоятельности своей семьи. Именно поэтому она обращает внимание на Сомова, да и мамка наверняка советует взять его в оборот: чем раньше, тем лучше.
Железная Кнопка травила Лену ради поддержания своего авторитета в классе, Мариша мстила за неудавшийся переезд к отцу. Валька просто завидовал всем, кого считал обеспеченнее себя. Остальные просто равнодушно подчинились лидерам мнений класса. Никто из них не догадывался, что Лена взяла чужую вину на себя. А Шмаковой это было прекрасно известно.
Не выдав одноклассникам тайну Сомова, она поступила не столько подло, сколько расчетливо. Она прекрасно понимала, что ждет Чучело дальше. Взяв вину Димки на себя, Лена, фактически, совершила социальное самoубийствo. Хорошо зная Сомова, Шмакова понимала, что надолго в противостоянии всему классу его не хватит, а значит, через время он будет готов к новым отношениям. И в пару он непременно выберет Шмакову, чей статус "первой красавицы" так подходит мальчику-"мажору" из обеспеченной семьи.
Неприязнь к Бессольцевой у Шмаковой появляется задолго до истории с пролетом поездки в Москву. По всей видимости, она безуспешно добивалась взаимности Сомова и сидела с ним за одной партой, терпеливо ожидая, пока Дима "созреет" до отношений с ней. Но появившаяся в классе Лена спутала все карты.
Королева класса Шмакова, не могла признаться, что она очень даже против того, чтобы уступить свое место новенькой. Тут и комплекс Шмаковой, который она успешно скрывает от своей компании, дает о себе знать. Сомов — мальчик из обеспеченных, и причину его интереса к Бессольцевой она видит в первую очередь в "миллионах" ее деда.
Изобразив равнодушие, Шмакова быстро пересаживается к Попову, объявив во всеуслышание, что "любит перемену мест и что Попик теперь ее раб". Этот меткий отвлекающий маневр от первого поражения перед Бессольцевой — еще один важный штрих к пониманию личности Шмаковой: она из тех, кто умеет превратить любой свой недостаток в достоинство или мастерски спрятать его от посторонних глаз. (Причем, поражения как такового не произошло, но Шмакова сразу увидела в Бессольцевой соперницу).
Позже, перед самым отъездом Лены, будет еще один эпизод, в котором Шмаковой снова придется сделать усилие, чтобы не выдать свой главный страх. Когда ребята шумно реагируют на ее белый комбинезон, надетый по случаю празднования дня рождения Сомова и говорят, что тот точно "отпадет" от такой красоты, Шмакова заявляет, что ей на него наплевать.
— Что-то незаметно, — подкалывает ее Валька.
— А что делать, если ему нравятся только внучки миллионеров, — деланно равнодушным тоном парирует она, еще раз пнув поверженную соперницу. Ей ведь известно, за что Бессольцева не любят ее товарищи, и ей выгодно как можно чаще напоминать об этом, поддерживая неприязнь к Лене на должном уровне (на тот момент никто не знает, что она уезжает из города).
Но, напомню, неприязнь Шмаковой к новенькой появилась в момент первого появления Лены Бессольцевой в 6-Б. Когда на классном часе 1 сентября Сомов выступает против того, чтобы ехать в Москву на родительские деньги, Шмакова немедленно реагирует, что "это он перед новенькой рисуется".
Далее Шмакова пристально со стороны наблюдает за развитием отношений Димы и Лены. Ее отношение к Бессольцевой недоброе, она называет ее Чучелом не просто ради шутки, как остальные, а именно с желанием задеть, унизить. Все ее подколы манипулятивны, поскольку имеют некое объективное основание, которое исподволь формирует негативное отношение к Лене у детей.
Например, когда Дима переобувает Лену в свои сапоги во время "трудового десанта" в саду, все беззлобно смеются над ними, и только Шмакова недовольно говорит:
— Хватит вам жениховаться, вы сюда, кажется, работать приехали!
И вроде как она права...
В сцене у костра разговор о дедушке Лены в пренебрежительном ключе заводит именно Шмакова:
— У меня пальто порвалось!
— Ничего, я тебе дам тряпочку, Сомик пришьет тебе заплаточку, будешь как твой дедушка — заплаточница.
Шмакова знает о негативном отношении одноклассников к Николаю Николаевичу и специально напоминает им, что Бессольцева — его внучка. Далее она переводит плоскую шутку Вальки, предлагающего Лене украсть у дедушки картину, в новый выпад против Николая Николаевича, который Лена не распознает и соглашается, чем приводит одноклассников в гаденький восторг. Шмакова выставила лениного дедушку выжившим из ума бессребреником, язвительно высмеяв его равнодушие к финансовой стороне жизни зная, что этот посыл встретит одобрение одноклассников. Как известно, у кого что болит, тот о том и говорит...
В завязке главного конфликта сюжета — сцены "предательства" класса Димой Сомовым — присутствует и Шмакова со своим пажом. Они подслушивают разговор Маргариты Ивановны и Сомова, который струсив, закладывает сбежавший в кино класс. Девочка понимает, что выдавать Диму остальным ей невыгодно, поэтому приказывает верному Попику молчать.
Когда шокированные наказанием дети пытаются вычислить доносчика и звучит вопрос плачущей Мариши, кто предатель, Попов смотрит на Шмакову, а та незаметно, но твердо качает головой и одними глазами говорит: "Нет". Это говорит о ней, как о человеке, способном мыслить холодно и трезво.
Шмакова, вероятно, ожидала, что Сомов признается сам. Или не признается, и тогда в ее руках окажется мощнейший рычаг давления на мальчика, который "любит, когда его все любят". Что Шмакова воспользовалась бы этим рычагом, я не сомневаюсь. В этом случае Бессольцева резко стала бы неинтересна "мажору" Сомику, который бы одумался и завел себе девушку, более соответствующую его статусу — Шмакову. Попику бы тоже пришлось молчать: ему нечего было бы противопоставить авторитету Шмаковой и безукоризненной репутации скользкого Сомова. Тем более, что у Попова самого было "рыльце в пушку" — в кино они с ребятами не ходили, а его пульс при проверке Железной Кнопкой был 100 вместо положенных 70.
Но внезапно в ход дела вмешалась Бессольцева, взяв вину на себя и развалив достаточно стройный план Шмаковой. Рычаг давления был утерян, плюс этой жертвой Лена привязала слабохарактерного Сомика к себе еще сильнее.
В этом Шмакова убедилась, когда Сомов вступился за Лену перед переполненными эмоциями одноклассниками сразу после отъезда автобусов на Москву. Дима с Леной убегают, остальные бросаются вдогонку, постепенно отвлекаясь на другие дела, например, поедание мороженого. Самые стойкие преследователи распадаются на группки. Шмакова оказывается с Мироновой. Девочки садятся передохнуть на лавку и между ними происходит причудливый диалог.
Они как будто говорят на разных языках. Миронова сокрушается по поводу недостаточной идейности класса: "Что за класс у нас такой, все разбежались! Хлюпики! Они завтра целоваться с предателем будут"! А ничуть не расстроенная Шмакова доверительно, "как подруге" рассказывает Железной Кнопке, как они с матерью таскают деньги у поддатого отца и мечтательно спрашивает, что та купила бы в Москве...
Шмаковой неинтересно слушать занудные рассуждения Железной Кнопки о принципиальности и предателях. Она меньше всех остальных детей расстроилась из-за сорвавшейся поездки, поскольку не ждала от нее никаких особых восторгов. Шмакову интересовал только шоппинг в советской столице.
А еще из этого разговора становится понятно, что за человек мать Шмаковой и какие ценности она прививает дочери. Нет сомнений, что между ними очень близкие и доверительные отношения, поэтому у девочки вполне взрослое отношение к жизни. Очевидно, что большая часть из не по-детски метких высказываний Шмаковой авторства ее матери.
"Мы — нормальные, без комплексов! Нет войны, и ладно"! — отвечает Шмакова на резкий вопрос Железной Кнопки об "идеологии" своей семьи. В идейность Мироновых Шмакова не верит (небезосновательно), поэтому в лоб спрашивает, чем правильную Железную Кнопку не устраивает правильный поступок Бессольцевой, рассказавшей правду о прогуле.
При этом она намекает Мироновой, что, может, вовсе и не Лена заложила класс. На самом деле это очень напряженный момент, который мог полностью изменить ход событий. Если бы Миронова усомнилась в правильности своего решения объявить предателю бойкот, Шмакова бы выдала ей Сомова, перевела бы стрелки на Бессольцеву и опять-таки, получила бы Диму в свое распоряжение...
Но Железная Кнопка непреклонна. Демонстрируя свое кособокое восприятие морали, она говорит, что понятие честности растяжимо. "Сказал честно, а сделал подло. Ты же знаешь, я не хотела идти в кино, но предать я не могу"... Шмакова понимает, что прогнуть под себя Миронову не получится и начинает злиться.
После слов той, что у той "... ко всем один счет. Живешь не по правде — расплата"! К Шмаковой приходит спонтанное решение... отлупить Железную Кнопку. Но уступающая в физическом плане Миронова не теряется и хватает с земли увесистый камень, после чего Шмаковой приходится ретироваться. Попытка захвата власти оказывается провальной: Железная Кнопка готова стоять за свой имидж наcмерть.
Потом приходят остальные ребята, и Шмакова сцепляется со вторым идеологом травли Бессольцевой — Мариной, которую в Москве ждет отец. Шмакова смотрит на своих одноклассников свысока. Их нелепые детские обиды и громкие заявления о "предательстве" в ее глазах смешны и ничтожны. Но с Мотей она перегибает палку: девочка действительно переживает нешуточную драму из-за развода родителей, и Шмакова, в приницпе в состоянии понять ее чувства. Но поскольку Мотя — посторонний и ничем не выгодный для нее человек, Шмакова предпочитает жестоко высмеять душевную боль одноклассницы, чтобы лишний раз "прокачать" свой авторитет в компании.
Шмакова не равнодушна, она цинична и бесстыдна. Зная о невиновности Чучела, она самозабвенно травит ее наравне с остальными, просто потому что ей это выгодно. Именно Шмакова пойдет по дорожке подлости дальше всех, поскольку беспринципность уже давно стала частью ее характера, это — идеология ее рода. Именно по этой причине Шмакова так падка до до материальных благ и единственный ее комплекс связан с отсутствием достатка в семье.
Пока она подросток, будет брать нахрапом и имиджем уверенной в себе роковой красотки. Позже обзаведется каким-нибудь другим 100-% козырем: например, на заре перестройки начнет торговать китайским ширпотребом, но будет всех уверять, что только у нее эксклюзив и фирмА. Позже откроет первый в городе салон красоты и под видом ботокса будет колоть обычный физраствор, а в отсутствии результата винить недовольных клиенток мол, не придерживались рекомендаций и спали лицом в подушку...
Харизма Шмаковой — липа. Она паразитирует на комплексах и штампах общественного мнения. Поэтому в компании подростков из простых рабочих семей захолустного провинциального городка она и заявляет, что Бессольцева обошла ее исключительно из-за своего финансового статуса. Ведь так ей точно поверят.
Она неплохо разбирается (очевидно не без помощи своей матери) в убогой психологии закомплексованных провинциальных школьников, которые в отсутствие нормальных условий жизни верят в несуществующие идеалы и подхватывают неактуальные лозунги 20-летней давности.
Но понять Бессольцеву, и, соответственно, контролировать ее и влюбленного в нее Сомова, Шмакова не в состоянии. Когда Валька в сцене в развалинах говорит, что видел, как Димка целовался с Леной, Шмакова искренне удивляется. Это говорит о том, как сильно она недооценивала смешную угловатую Бессольцеву.
Поэтому чуть позже в сцене с перекидыванием платья, которое тщетно пытается отобрать у детей Лена и которое, наконец, оказывается в руках Димки, Шмакова произносит роковые слова об очной ставке. Она единственная, кому действительно важно понять, как Сомов на самом деле относится к Бессольцевой. И Шмакова с удовлетворением видит, что Сомов швыряет платье дальше.
И если этот поступок Димы окончательно открыл глаза Лене на его ничтожество и она поняла, что дальше бороться за него бессмысленно, то Шмакову это обстоятельство ничуть не смущает. И дело не только в том, что она по-прежнему хочет встречаться с Сомовым, но и в том, что этим поступком он подтвердил, что он свой, нормальный в шмаковском понимании этого слова и не станет жертвовать своим положением ради каких-то высоких идей вроде любви, верности, преданности...
На дне рождении Димы она весь вечер клеится к нему и единственная остается, когда расходятся ребята, пораженные появлением Чучела и ее речью. Шмакова выкладывает наконец растерянному Сомову правду о том, что она и Попов подслушали его разговор с Маргаритой и обещает молчать дальше. После этого их оставляет и верный раб Попик, а Шмакова решает окончательно удостовериться, что у Димы ничего не было с Бессольцевой.
— А правду говорять, что ты умеешь целоваться?
Наскоро проверив его умения в этом деле, Шмакова удовлетворенно констатирует, что нет, не умеет. А значит, про поцелуи с Леной Валька просто наврал...
На следующий день, когда уличенный в предательстве Сомов угрожает спрыгнуть с окна, а вошедшая незаметно для всех в класс Лена просит его слезть, Шмакова первая реагирует на ее появление:
— Красавица наша, миллионерша пришла!
Но на ее слова никто не обращает внимания, поскольку все дети восхищены поступком Лены. Лохматый, Железная Кнопка и даже Валька признают, что были не правы, хотя и не просят у нее прощения. Ведь грустная правда в том, что цель бойкота была не в восстановлении справедливости, а в вымещении зла на конкретном объекте. Тогда это была Лена, теперь — Сомов.
Шмакова снова уступает Бессольцевой роль звезды класса да и внимание Сомова опять приковано к Лене. Но когда Бессольцеву уводит дедушка, Шмакова оказывается хозяйкой положения. Она презрительно отказывается от защиты Попова и демонстративно занимает свое старое место возле Сомова:
—Сяду я лучше к Димочке, а то его все бросили!
Бойкота она не боится, поскольку своей цели она достигла, а на мнение одноклассников ей наплевать. Она откровенно насмехается над истерикой Железной Кнопки, а когда Лохматый пишет над картиной "Прости нас, Чучело"! лицо Шмаковой не выражает никаких эмоций. Она просто прищуриваясь смотрит на надпись, силясь, очевидно понять, что же такого особого в этой чудачке Бессольцевой, что заставило ее грубых, равнодушных одноклассников враз перемениться и даже отказаться от своего любимого развлечения — бойкота?
Впрочем, Шмакову это интересует просто на случай, если в их классе снова появится такая экзотическая птица, как Лена — просто чтобы знать, как ее нейтрализовать, прояви к ней Сомов нездоровый интерес. Ведь Димочку она теперь из своих рук не выпустит. Через пару лет они уже будут не только целоваться, а к 18-летию Шмакова удачно забеременеет. Ведь поступить вместе с Димой в Москву она не сможет, а ей непременно надо стать Сомовой и закрыть гештальт с досадным финансовым вопросом. Можно не сомневаться, что ей это удастся, ведь мамка рядом и поможет!
В 90-е домашний мальчик Сомов будет не у дел, Шмакова начнет мотаться в Китай за дешевыми товарами, подкопит денег, разведется с Димой, отсудив у него квартиру. А там и откроет тот самый салон, где будет колоть что попало молодящимся местным красоткам, уверяя, что лучше специалиста, чем она не сыскать во всей области!
Вся неприятная суть Шмаковой в том, что она уже не переменится и не осознает, что была не права. Она и так это знает, но все равно считает себя нормальной.
Без комплексов.