Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу, как взыскать с гарантирующего поставщика электрической энергии денежные средства за покупку и замену прибора учета электроэнергии в случае, если гражданин самостоятельно покупал прибор учета, в результате несвоевременной замены прибора учета гарантирующим поставщиком.
Мной выигран суд у Общества с ограниченной ответственностью «РКС-энерго», которое является гарантирующим поставщиком электроэнергии в городе Гатчина Ленинградской области.
Фабула дела в следующем.
В собственности истца находится квартира, энергоснабжение которой осуществляет гарантирующий поставщик, в соответствии с договором электроснабжения.
В сентябре 2020 года прибор учета электроэнергии на квартиру вышел из строя, о чем сразу же было сообщено гарантирующему поставщику и по его заданию, прибор учета электроэнергии был осмотрен представителем другой организации, о чем составлен акт.
Действующее законодательство предусматривает обязанность гарантирующего поставщика заменить вышедший из строя индивидуальный прибор учета электроэнергии в срок, не позднее 6 месяцев от момента получения уведомления о неисправности прибора учета.
Следовательно, крайний срок замены прибора учета должен был быть совершен гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев, то есть в марте 2021 года.
Как я уже рассказывал, в случае выхода прибора учета из строя, расчеты за энергопотребление совершаются на основании показаний за последние 6 месяцев, по среднему. То есть, если бы, например, ежемесячная оплата электроэнергии была бы в размере 1 тыс. рублей, то и по средним показания такая оплата осталась бы в сумме 1 тыс. рублей, до момента установки нового прибора учета электроэнергии.
При этом, такой порядок оплаты электроэнергии не выгоден в первую очередь гарантирующему поставщику, так как если гражданин сразу не сообщит о выходе прибора учета из строя и начнет подавать заниженные показания, например на 100 рублей в месяц, то и после доведения до сведения гарантирующего поставщика о неисправности прибора учета электроэнергии, гражданину будет выставлен счет по среднему, в размере 100 рублей в месяц.
Соответственно, в период оплаты по среднему, гражданин сможет потреблять любое количество электроэнергии и платить за это всего 100 рублей, вследствие этого гарантирующий поставщик понесет убытки.
Однако, в моём примере истец честно сообщил гарантирующему поставщику о выходе прибора учета электроэнергии из строя. Кроме этого, за несколько месяцев перед выходом из строя прибора учета истец уплатил гарантирующему поставщику денежные средства на перед, в размере, превышающем обычное месячное потребление электроэнергии, так как это было лето, он уезжал из страны и не хотел, чтобы образовался долг.
Гражданский кодекс РФ и обычные деловые отношения предусматривают, что при взаимоотношениях, стороны будут действовать добросовестно и никто не будет извлекать выгоды из своего незаконного поведения.
Рассчитывая на добросовестность поведения гарантирующего поставщика и предусмотренные действующим законодательством сроки для замены прибора учета, истец ждал полгода, в течении которых гарантирующий поставщик должен был осуществить замену этого прибора учета.
Но, как не странно, гарантирующий поставщик не спешил совершать замену прибора учета и уже в июле 2021 года истец обратился к гарантирующему поставщику с вопросом: «Когда же гарантирующий поставщик совершит замену прибора учета?». Никаких конкретных сроков истцу названо не было, а было предложено купить прибор учета электроэнергии за свой счет. При этом гарантирующим поставщиком перед истцом было поставлено условие, при котором истец должен был заплатить еще и за установку и ввод прибора учета в эксплуатацию.
На закономерный вопрос: «С какой стати?», ведь данную услугу гарантирующий поставщик и так должен исполнить бесплатно, представитель гарантирующего поставщика пояснил, что это их условия.
Платить по среднему, истцу было не выгодно, и было принято решение купить прибор учета за свои деньги, и заплатить в ту организацию, реквизиты корой дал гарантирующий поставщик для оплаты за установку и ввод прибора учета в эксплуатацию.
Учитывая, что приборы учета электроэнергии не дорогие, и недорогая оплата за услугу установки и ввода прибора учета в эксплуатацию, представляется, что гарантирующий поставщик не рассчитывает на массовые иски от граждан с требованием возмещения ущерба и морального вреда.
Однако, попустительствовать незаконным действиям гарантирующего поставщика не стоит, ведь стоимость прибора учета, который должен купить гарантирующий поставщик, установить его, ввести в эксплуатацию и в дальнейшем обслуживать, уже включена в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение.
Именно поэтому, законодатель возложил на гарантирующего поставщику обязанность замены прибора учета за свой счет, так как гарантирующий поставщик уже заработал на Вашем приборе учете, который даже еще не вышел из строя.
Представляется, что будущие истцы по подобным спорам являются честными гражданами, и не будут подавать в ресурсоснабжающую организацию заниженные показания прибора учета электроэнергии вышедшего из строя для того, чтобы в дальнейшем, платить по среднему минимальную сумму.
Я бы не рекомендовал выходить в суд против гарантирующего поставщика с требованием осуществить замену прибора учета в установленный срок, так как это не принесет должного результата. Дело будет длиться несколько месяцев, потом гарантирующий поставщик обжалует решение суда, после чего пройдет апелляция и только потом решение суда вступит в законную силу. Это займет много времени, в течении которого гарантирующей поставщик может сам заменить вышедший из строя прибор учета электроэнергии. Вследствие этого отпадет необходимость в судебной защите.
Если гарантирующий поставщик не совершит замену вышедшего из строя прибора учета в течении 6 месяцев, я бы рекомендовал самостоятельно его купить и заплатить деньги за его ввод в эксплуатацию.
В дальнейшем, буде возможность в судебном порядке взыскать не только стоимость купленного прибора учета, но и неустойку, на туже сумму, проценты за пользование чужими денежным средствами, вплоть до исполнения основного обязательства, моральный вред, судебные издержки и штраф.
Для инициирования суда против гарантирующего поставщика я рекомендую придерживаться следующего алгоритма.
- фиксация гарантирующим поставщиком неисправности прибора учета электроэнергии и составление акта;
- если в течении 6 месяцев, после доведения до сведения гарантирующего поставщика о неисправности прибора учета, гарантирующим поставщиком не будет совершена замена прибора учета, можно покупать прибор учета самостоятельно и оплачивать его ввод в эксплуатацию;
- направить претензию гарантирующему поставщику с требованием возмещения стоимости купленного вами прибора учета электроэнергии, оплаты его установки, неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами;
- если гарантирующим поставщиком не будут удовлетворены ваши требования в течении 10 дней, можно направлять исковое заявление гарантирующему поставщику. После чего, необходимо приложить доказательства направления ответчику искового заявления и приложенных к нему документов мировому судье.
- направление искового заявления и приложенных к нему документов в мировой судебный участок по месту вашего проживания.
- участие в судебных заседаниях.
Можете использовать нормы права, на которых я основываю свои требования в подобных спорах.
Обоснование обязанности гарантирующего поставщика совершить замену прибора учета электроэнергии вышедшего из строя
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Согласно абз. 3 ч. 5 этой же статьи гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
В соответствии с п. «г» п. 4 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее – Правила № 354) потребителю предоставляется электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 80(1) Правил № 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
В силу п. 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (деле – Правила № 442) гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
При этом, на гарантирующего поставщика возложена обязанность не только коммерческого учета электроэнергии, но также допуск прибора учета в эксплуатацию, замена прибора учета, установка прибора учета, эксплуатация прибора учета (абзацы 6 – 10 п. 136 Правил № 442).
Обоснование обязанности гарантирующего поставщика совершить замену прибора учета электроэнергии вышедшего из строя в течении 6 месяцев
В соответствии с п. 151 Правил № 442 установка прибора учета и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее, должны быть осуществлены до 31 декабря 2023 г. В иных случаях установка, замена или с учетом положений пункта 136 настоящего документа поверка прибора учета электрической энергии и допуск к эксплуатации прибора учета электрической энергии должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев с даты получения обращения потребителя (производителя) электрической энергии, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности.
Этот же срок корреспондирует п. 80(2) Правил № 354, согласно которому замена (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учетаэлектрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем (абз. 1, 3 п. 80(2) Правил № 354).
Обоснование незаконности взимания с истца денежных средств за замену прибора учета электроэнергии
Согласно п.2 Правил № 442 потребителем электрической энергии является потребитель, приобретающий электроэнергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В соответствии с п. 3 Правил № 442 субъектами розничных рынков электроэнергии являются, в том числе, потребители, гарантирующие поставщики.
Пунктом 8 Правил № 442 установлено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
В соответствии с п. «у(2)» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами.
Согласно п. 80(1) Правил гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе по обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома за отдельную плату осуществлять установку (замену) приборов учета электрической энергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, либо ранее наступления предусмотренных пунктом 80(2) сроков для установки (замены) приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.
Согласно п. 81(9) Правил № 354 ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем или гарантирующим поставщиком без взимания платы.
Согласно п. 81(14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется лицом, указанным в пункте 81(8) настоящих Правил, исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В соответствии с п. 136 Правил № 442 сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета.
Таким образом, гарантирующий поставщик незаконно возложил на истца обязанность оплачивать денежные средства в размере 2 000 руб., за замену прибора учета электроэнергии.
Обоснование взыскания с гарантирующего поставщика неустойки
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992
№ 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) настоящий Закон регулирует в том числе, отношения возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно определениям указанных в преамбуле Закона № 2300-1,
потребителем является гражданин, в том числе, использующий услугу для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителем услуги является организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Пунктом 136 Правил № 442 установлено, что расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в настоящем разделе, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей (абз. 12).
Как было указано выше, между истцом и гарантирующим поставщиком заключен договор электроснабжения квартиры № ______. Именно наличие действующего договора электроснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком, возложило на последнего совершить бесплатную замену вышедшего из строя прибора учета, так как данные расходы уже заложены в сбытовые надбавки и тариф на услуги по передаче электроэнергии, которые оплачены истцом.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 27 Закона № 2300-1 исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 2300-1 потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В силу ч. 5 ст. 28 Закона № 2300-1 в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Таким образом, обязанностью гарантирующего поставщика является не только возврат уплаченных истцом денежных средств за покупку прибора учета электроэнергии в размере _____ руб., но и выплата неустойки на эту же сумму.
Обоснование взыскания с ответчиков морального вреда
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 15 Закона № 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъясняется, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Обоснование взыскания с гарантирующего поставщика судебных издержек и процентов за пользование чужими денежными средствами
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
По настоящему делу истцом понесены следующие почтовые расходы:
1) при досудебном урегулирование спора, в оплате направления претензии ответчику: 234,34 руб.;
2) в ходе судебного производства, в оплате направления искового заявления ответчику: 239,74 руб.;
в оплате направления искового заявления и приложенного к нему документов в суд: 100,20 руб.
Общий размер почтовых расходов истца составляет 574,28 рублей.
Учитывая, что именно гарантирующим поставщиком не были удовлетворены добровольно требования истца о возмещении денежных средств за покупку прибора учета электроэнергии, именно с названного ответчика подлежат взысканию все судебные расходы истца, а также штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона № 2300-1).
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 78,57 руб. за период с 28.07.2021 по 07.02.2022.
При этом с ответчика подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами начисленные с 08.02.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства, составляющего 2 000 рублей, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.
В названном порядке происходит защита права потребителя суде в случае, если гарантирующий поставщик электроэнергии несвоевременно заменил вышедший из строя прибор учета электроэнергии.
Стоит учитывать, что ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ за несвоевременную замену приборов учета предусмотрена административная ответственность, для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Поэтому будет не лишним подать соответствующую жалобу на гарантирующего поставщика в Федеральную антимонопольную службу.
Для оказания юридических услуг, мои контакты указаны в визитке страницы.
Также рекомендую статьи:
С какой периодичностью ресурсоснабжающие организации вправе проверять показания приборов учета потребления коммунальных ресурсов?
За чей счет происходит замена счетчиков электроэнергии в квартирах и жилых домах?
В каких случаях замена прибора учета электроэнергии происходит за счет гарантирующего поставщика, или сетевой организации?
Действия потребителя при неисправности счетчика электроэнергии.
В каком порядке происходит приостановление подачи коммунального ресурса потребителю при наличии у него задолженности по договору?
В каком порядке ресурсоснабжающая организация оповещает потребителя о предстоящей проверке прибора учета электроэнергии?
За чей счет происходит пломбировка прибора учета электроэнергии в случае его замены по неисправности?
Требование к акту ввода прибора учета коммунального ресурса в эксплуатацию.
Как пользоваться Законом РФ "О защите прав потребителей"
Обязательна ли явка истца в суд по административному делу?
Можно ли вернуть изъятый по уголовному делу автомобиль?
Когда заказчик может отказаться от исполнения договора подряда?
Возмещение вреда здоровью, полученного по вине самого потерпевшего.
Текст настоящей статьи является авторским. Допускается использование текста только с указанием ссылки на данную страницу. Нарушение данного требования будет вести к ответственности предусмотренной действующим законодательством.