«…По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
Под старою телегою
Рабочие лежат.
И слышит шепот гордый
Вода и под и над:
«Через четыре года
Здесь будет город-сад!...»
Эти стихи, мои читатели, товарищ Маяковский написал об одной из великих строек первой пятилетки – Кузнецкострое. Но я сейчас хочу поговорить о другой – уральской стройке, ставшей главным символом первой пятилетки, индустриализации и новой страны. А вместе с этим и внедрению таких замечательных вещей как штурмовщина, системы «люди подождут», шпиономании и стремления выполнить работу к «важной дате», наплевав на качество и здравый смысл.
Да, речь пойдет о Магнитострое – знаменитой Магнитке, металлургическом комбинате и выстроенном около него городе. Ведь у нас историческая дата – 31 января – 1 февраля 1932 года, 90 лет назад, состоялась первая выплавка металла в первой домне Магнитостроя. И надо отметить, что советская промышленность и дальше двинулась путем, проторенным этой первой плавкой.
Мы сейчас справедливо возмущаемся, когда строительные компании возводят много «человейников», но при этом не строят инфраструктурные объекты – школы, поликлиники и детские сады. И ставим в пример СССР – а вот, смотрите как было. И забываем один важный момент – в СССР тоже все было по-разному. Принцип возведения микрорайонов, в которых есть все, что нужно для жизни внедрили уже в 50-60 годы, при Хрущеве – и это один из моментов, которые поклонники новой религии «Великого Сталина», не могут ему простить.
При Сталине же все было гораздо проще – завербовавшиеся на стройки коммунизма, а то и просто пригнанные спецпоселенцы – не баре, в палатках поживут. А если удалось поселиться в бараках, где на человека приходилось по 1,7 квадратных метра – так это вообще очень хорошо. А как же сталинский ампир, такой красивый и имперский, спросите вы? А он появлялся далеко не сразу, именно потому что «ампир» и его еще построить надо было. А кроме того – хорошие дома для нужных работников: начальства, инженеров, передовиков. Остальным – дома попроще. Без ампира. Бараки и землянки – тоже жилье.
К чему я это? А к тому, что на момент пуска Магнитки, согласно записки ВЦСПС «О состоянии жилищно-бытового, коммунального и культурного строительства в Магнитогорске», представленной Сталину в ноябре 1931 года:
«… Норма жилплощади в настоящее время составляет лишь 1,7 кв. метра. В бараках живут вместе с семейными и холостые рабочие в тесноте и крайне антисанитарных условиях: грязь, воздуха и света не хватает, отсутствие форточек, огромное количество клопов, вшей, блох…
Рабочие кадровики ютятся где попало, уезжают обратно, не приступая к работе. Уезжают также и строительные рабочие. Лишь за октябрь со стройки уехало, не произведя расчета, около 12 тысяч рабочих…»
Текучка на Магнитострое была настолько большой, что именно эта стройка коммунизма стала основной причиной введения в СССР паспортной системы. Да, ее ввели в Магнитогорске одной из первых, чтобы удерживать людей на строительстве. Ну а потом и всех остальных тоже «прописали», то есть привязали к определенному месту. По сути – закрепостили, как бы это не нравилось поклонникам великого вождя. И это – один из «подарков» Магнитки всей остальной стране.
Ну и такие мелочи – как
✅бани, которых не хватало, а строительство запланированной большой бани-прачечной к моменту пуска первой домны даже не начали, хотя должны было закончить к 1 января 1932 года.
✅Недостаточное количество школ и поликлиник
✅Общественный транспорт был представлен целыми ШЕСТЬЮ автобусами. Не шестью маршрутами, а шестью автобусами! С постройкой тротуаров и мощением улиц тоже не заморачивались.
✅Ну и классика – в столовых не было ложек. Социализм и ложки – вещи несовместимые, и главное, что это не удалось победить до самого финала славного эксперимента. Даже в 80-е годы XXвека в столовых всегда была проблема с ложками.
Но это такие мелочи, не правда ли?! Как скажут верные сталинисты
«вы не понимаете, тогда ТАКАЯ обстановка была в стране, главное – строительство. И вообще, если бы не это строительство, то что бы сейчас было».
Обстановка в стране была нормальная, война уже 10 лет как кончилась, но делать по-другому, кроме как воевать, на этот раз со стройкой и «тайными врагами», вожди не умели. Искренне хотелось бы спросить, у тех, кто считает, что все вот это было оправдано – а вы сами уже завербовались или завербовывались на какие-то великие стройки? Нет?! Ну надо же! А почему?! Это же оправдано, надо только немного потерпеть!
Итак, про стройку.
Магнитку возводили с участием американских инженеров фирмы McKee, которые вели проектирование и общее руководство строительством при участии советских организаций, так как американцы не успевали в те сроки, которые виделись советским товарищам. Кстати, в строительстве принимали участие не только американцы: немцы из фирмы AEG отвечали за электростанцию, немецкий Krupp – за строительство огнеупорного производства, англичане из Traylor – за горнорудное. Так что все корни великой советской индустриализации все равно находятся на диком, капиталистическом Западе. Строительство Магнитки начали в марте 1929 года и вот, в конце января 1932 года, дело дошло до пуска первой домны.
Стоит отметить, что американцы считали, что Магнитку можно построить и запустить только в 1934 году. Но домну не строили, а «трудились на штурмовом фронте», наплевав на технологические процессы и технику безопасности. И когда очередной комсомолец, коммунист и просто завербовавшийся работник попадал в производственное происшествие с фатальным результатом, а это случалось ежедневно, то пламенные комсомольцы на митинге давали обещание
«…ещё решительнее драться за домну, которая послужит памятником погибшему в боях товарищу..»
То есть это было не строительство – это был такой своеобразный бой. Строительство узкоколейки в «Как закалялась сталь» - только в увеличенных масштабах. Обучить людей, сделать все по уму – нет. Штурмовщина проще. Поэтому в январе 1932 года первая домна была готова к пуску.
Американцы запускать домну в тридцатиградусный мороз отказались наотрез, заявив, что надо ждать до весны, так как техпроцесс таких трудовых подвигов не позволяет, а трубы, подводящие воду, могут полопаться. Но в Москве 30 января 1932 года началась XVII партконференция. И товарищ Сталин очень хотел сообщить товарищам, что Магнитка дала первый металл.
Поэтому ответственные товарищи решили поинтересоваться у вождя, как у самого опытного металлурга в СССР, что им делать. Сталин дал гениальный ответ – домну срочно запустить, но мнение американских специалистов учесть.
Как можно было сочетать несочетаемое, не очень понятно, но в результате, забив на мнение американцев, 31 января 1932 года в 11:15 по местному времени, первая домна Магнитки была задута. На следующий день, 1 февраля 1932 года, в 21:30 Магнитка дала первый чугун, из которого отлили несколько железных плиток с изображением Ленина. Для поддержания революционной гордости их вручили передовикам. Премия такая. Кстати, на самом деле раритет и знаковая историческая вещь, очень бы хотелось увидеть их вживую.
Дальше случилось то, о чем говорили американцы. Трубы, проложенные под землей, полопались. Чтобы добраться до них сквозь промерзшую землю, так как стояли сильные морозы, разводили костры, отогревали землю, латали трубы в одном месте, потом в другом. Более того, в одном месте из доменной печи вылетела часть кладки. Все это было прямым следствием нарушения всех правил и техпроцессов. А виноваты, разумеется, оказались американцы из McKee, с которыми вскоре расторгли контракт.
И это еще один "подарок" Магнитки стране - потому что традиция пуска проектов к важным датам, сдачи работы в конце месяца или года, наплевав на здравый смысл и ритмичность производства, с тех пор прочно укоренилась везде и так и остается на просторах большой страны как правило и основа производственного процесса.
Но, что характерно, и потом представители ОГПУ постоянно писали, что доменная печь эксплуатируется неправильно и находится в аварийном состоянии. Вот например сообщение от 5 мая 1932 года:
«ЭКО ПП ОГПУ Урала сообщает, что вследствие плохой кладки Магнитогорской домны за последнее время установлены явления разъедания футеровки, в одном месте разъедание достигло 300 мм.
По заявлению компетентных инженеров, доменная печь изношена на 50 %, и через 2-3 месяца может встать вопрос о ее капитальном ремонте…»
Напомню, что печь только запущена, а уже изношена на 50%.
И дальше приходится плавно перейти к врагам, потому что из песни слова не выкинешь: Магнитку построили сплошные «враги народа».
В 1933 году представитель ОГПУ по Уралу Счастливцев написал в своей докладной записке:
«… Есть целая пачка причин, вследствие которых Магнитка приведена в столь тяжелое состояние. Основная из них - в инженерно-техническом персонале, в техническом руководстве. Почти на всех руководящих должностях во всех цехах сидят вредители - оперированные и не оперированные. В этом еще ничего особенно страшного нет, беда заключается в другом. Это другое, в свою очередь, заключается в том, что на Магнитку присланы и приехали не одиночки-вредители, а группы членов нескольких организаций, которые так группами и осели в отдельных цехах. В основном это три группы вредителей - уральцы, москвичи и южане. Первые захватили техническое руководство горой, в руках вторых - энергетика, у последних - домны, мартен, прокат. Совершенно ясно, что такое распределение - распределение по цехам группами, облегчает возможность для организации и организованной вредительской деятельности…»
Не стоит удивляться, но во всех бедах и проблемах Магнитки виноваты оказались не те партийные товарищи, кто гнал вперед вопреки разуму и техническим расчетам, а «враги»-технари, которые находясь в антисанитарных условиях, под постоянным давлением «почему до сих пор не сделано, какие-такие техпроцессы, чтобы завтра все было готово», пытались все-таки сделать хорошо, а не "к завтрашней конференции/митингу/революционному юбилею". В результате из первых руководителей Магнитки (до 1937 года), которые, к слову менялись почти каждый год:
✅Зеленцов – до 1937 года не дожил.
✅Смольянинов – посадили в 1941 году, остался жив
✅Шмидт – оказался троцкистом, шпионом и врагом – 10 августа 1937 года арестован, 26 октября того же года приговорен к высшей мере социальной защиты
✅Гугель – оказался тайным троцкистом и редкостным вредителем. Уникальный самоучка, самостоятельно освоивший металлургию, успел «навредить» еще и на Азовстали и Мариупольском трубном заводе, которые тоже построил он. В благодарность от Родины получил пулю в 1937.
✅Завенягин – уцелел, дослужился до министра среднего машиностроения
✅Валериус – оказался троцкистом и врагом, получил высшую меру социальной защиты.
Просто рассадник врагов какой-то, а не передовая стройка Страны Советов. И только товарищ Сталин, как и отмечено в заголовке, хороший и в металлургии разбирался лучше всех. Вон какой правильный совет о пуске домны дал – как не выполняй, все равно врагом окажешься.
--------------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.