Если будете искать фильм «Пришелец», то ориентируйтесь на год выхода – 2001-ый. Ибо кинокартин с подобным и схожими названиями – пруд пруди. Тем удивительнее, что именно про эту вспоминают достаточно редко.
Эта лента была детищем Гари Фледера - режиссера, известного своими качественными триллерами («Чем заняться мертвецу в Денвере», «Не говори ни слова», «Целую девушек»). Хотя справедливости ради отметим, что к фантастической тематике он почти не прикасался, хотя и дебютировал именно в оной малоизвестным фильмом «Спутник жизни» (1994).
В своё время интриги добавляла дискуссия между видевшими «Пришельца». Они разделились на два лагеря. Одни доверяли титрам и уверяли, что это была экранизация одного из рассказов Филипа К. Дика. Другие призывали не верить экрану и полагали, что в основе ленты была повесть Брэдбери «Я – инопланетянин».
Однако лично нас интересовало совершенно иное. Поначалу показалось, что в фильме были скрытые отсылки и иным фантастическим лентам, в частности, к «Звездному десанту» Пол Верховена. Нет, не показалось. Часть реквизита была общей. Опять же атмосфера фильма весьма напоминает «Бегущего по лезвию». Не случайно, в кинокартине рассуждают не об андроидах, а о репликантах.
Если говорить о жанровой принадлежности фильма, то он уже как бы покинул недра нео-нуара, но ещё не оказался в пространстве киберпанка. Причем, от нуара в киноленте много больше, включая сквозную тему «беглеца», которую можно выводить из «Отчаянного» (1947).
От фантастики здесь самый минимум. И тот построен на общих мрачных пейзажах и некоторых допущениях. Например, вы так и не увидите «центавров», с которыми ведут ожесточенную войну земляне. Все сведения будут доноситься до вас исподволь. Через вещание, от свидетелей. Даже тема «купола» не была нова – она наличествовала во втором «Горце».
Однако в сумме все эти компоненты производят самое благоприятное впечатление, ибо получилось очень загадочно и весьма мрачно. Причем, главная тайна органично дополняется сумрачной атмосферой. И базируется она (тайна) на попытке понять, кем же является «на самом деле» военный исследователь Спенсер Олем.
Спецслужбы, с типично гестаповскими методами работы и неиссякаемым презрением к человеческой жизни полагают, что действительный Олем убит, а его место занял пришелец-камикадзе, который должен «устранить» канцлера планеты во время официального визита в специальную лабораторию, дабы увидеть оружие нового типа (оное, как и пришельцев в итоге не покажут).
Сам Олем категорически не согласен с тем, чтобы его вскрыли в поисках взрывного механизма. А потому стремится доказать свою невиновность, что становится действительно «вопросом жизни и смерти». И что интересно, обе стороны конфликта в известной степени заблуждаются. Хотя об этом вам сообщат в неожиданном финале.