Обзор снегоступов Tramp

142 прочитали

Как я уже писал в прошлой заметке – снегоступы набирают популярность в качестве зимнего развлечения и спорта. Хоть они и уступают в скорости лыжам, но зато позволяют ходить где угодно, не завися от лыжни и тропинок. Это особенно важно для людей, любящих красивую природу, уединение, тишину и свежий воздух.

Расскажу о своих снегоступах Tramp. Если конкретнее, то о модели Tramp Active, в размере XL (91x25 см). Впрочем, думаю, мой обзор будет полезен и в контексте любых других снегоступов от данной компании (например, Tramp Wide).

Изначально хотел сделать снегоступы самостоятельно: у меня большой опыт изготовления мебели и имеется весь необходимый инструмент. Но, посмотрев несколько моделей, понял, что в конструкции имеется ряд нюансов: особая форма деки, баланс, зубцы-зацепы, подвижное крепление. В общем, современные снегоступы это не просто доска с верёвочками, а более технологичное изделие. И что бы их сделать самому, нужно, как минимум, попользоваться настоящими, изготовленными специалистами, чтобы ощутить, как они должны работать и было с чем сравнивать. К тому же прошла уже половина зимы и были опасения, что я так и не успею их сделать. В итоге, принял решение купить готовые.

Снегоступы делятся на 2 типа: рамные с натянутым материалом и с цельной пластиковой декой. Рамные легче и имеют большую площадь, поэтому хорошо подходят для глубокого снега, зато цельные крепче - они предназначены для сложного рельефа: гор, льда, наста.

Для себя решил взять рамные: гор в нашей местности нет, зато лесов и полей, покрытых глубоким рыхлым снегом более, чем достаточно.

Рама, как правило, делается из алюминия. А в качестве материала деки обычно используют морозоустойчивый пластик. Причём важно, чтобы дека была мягкой – это обеспечит стряхивание налипшего снега при каждом шаге.

Снегоступы – пока ещё редкий гость в наших магазинах. Покупать же вещи, с которыми ещё не имел дела, в интернет-магазине, не пощупав в живую — рисковая затея. Поэтому, пришлось обойти несколько спортивно-туристических магазинов, чтобы найти снегоступы в продаже. Да и там было всего 2 модели: Tramp и Маяк. Учитывая, что у меня уже есть несколько туристических принадлежностей от Трампа и они себя неплохо зарекомендовали, решил выбрать и снегоступы от них. Надеюсь, американское качество не подведёт и в этот раз.

Для выбора размера, воспользовался таблицей от производителя:

таблица размеров снегоступов от Tramp
таблица размеров снегоступов от Tramp

У меня вес около 72-х кг, а с учётом зимней одежды и снаряжения, наверное, будет за 80. Таким образом, мне нужен размер XL (91x25 см).

Но, тут, конечно, нужно понимать, что снег бывает очень разный – как по своей пушистости, так и по глубине/плотности. Поэтому рекомендации по размерам имеют очень условный характер. Например, тот же «Маяк» советует для моего веса более маленькие снегоступы 68x23. А размер 86х25 они позиционируют до веса 135 кг! И, вероятно, для определённых условий это справедливо. Но тут пока не попробуешь – не поймёшь.

Первое, что мне понравилось в этих снегоступах Tramp – они поставляются в удобном чёрном чехле. Чехол снабжён несколькими ручками, позволяющими нести его как чемодан или повесить на плечо. В магазин я приехал на велосипеде и было достаточно комфортно возвращаться, закинув чехол за спину, лишь иногда поправляя.

Вес чехла со снегоступами – 3,1 кг, только снегоступов – 2,7 кг. Это легче, чем охотничьи лыжи, но тяжелее беговых. Сами снегоступы в размере XL кажутся огромными…

Небольшой недостаток – в чехле не нашёл никакой инструкции (может этот косяк магазина, а не производителя, забыли мне её положить?). Не сразу сообразил, как нужно застёгивать крепления, какой снегоступ левый, а какой правый. Пришлось искать фотки в интернете - оказалось, всё просто.

Вообще крепления показались удобными: подходят для любой обуви, легко застёгиваются; позволяют, дёргая за рычажок, без усилий, регулировать степень затяжения. В то же время – когда нужно освободить ногу, их можно быстро ослабить. Так же, как преимущество, нужно отметить, что крепления продаются отдельно, что будет полезно, в случае поломки штатного.

Крепления для снегоступов отличаются от лыжных. Если в лыжных - носок закреплён жёстко, поднимается только пятка, то в снегоступах ботинок закреплён лишь на одной линии, что обеспечивает большую свободу. Благодаря этому, удобно шагать как по горизонтальной поверхности, так и в подъём – у деки имеется отверстие, через которое носок ботинка может высовываться, чтобы нога вставала прямо.

Кроме того, для удобства преодоления крутых списков и подъёмов, а также для ходьбы по скользким поверхностям, на снегоступах предусмотрены агрессивные алюминиевые зацепы-кошки.

Итак, закончили внешний осмотр, разобрались как пристёгивать ботинки. Пора приступать к полевым испытаниям. Собираем спички, топор, тушёнку и идём в ближайший парк тестировать. Снег подходящий – глубиной сантиметров 50, верхний слой очень пушистый, т.к. ночью был снегопад.

Несмотря на большой размер, снегоступы почти не мешают ходьбе. Масса тоже особо не ощущается. Единственно, нужно привыкнуть расставлять ноги чуть шире, чем при обычной ходьбе, что бы снегоступы не задевали друг друга. Несмотря на то, что это мой первый опыт, освоился быстро, пройдя лишь метров 200.

При ходьбе снегоступы утопают в снегу незначительно - сантиметров на 10, это почти не затрудняет передвижение. При этом, часть снега закидывается на деку, а часть – между штаниной и ботинком – что самое неприятное. Поэтому, необходимы либо высокие ботинки, либо использовать их вместе с гамашами. Впрочем, на менее пушистом снегу, скорее всего, данный эффект менее выражен.

Для сравнения, снял снегоступы и попробовал пройтись без них. Ноги стали тонуть почти по колено! Смог сделать лишь несколько шагов. Да, снегоступы реально работают.

Намеренно выбирал самые крутые спуски и подъёмы, наверное, до 30 градусов. Преодолевались без особых проблем. Соскальзываний почти не было - кошки держат хорошо, но в пределах действия законов физики. На лыжах в такие подъёмы забраться можно только боком (как говорят - «лесенкой») – и это было бы куда медленнее и тяжелее.

А вот по утоптанной тропинке на снегоступах идти не слишком удобно. Кошки не проваливаются и идёшь будто по камням. Но, вероятно, к этому тоже можно привыкнуть.

На прогулку взял с собой лыжные палки. В принципе, когда идёшь по горизонтальной поверхности – они не нужны, а вот на подъёмах и спусках, особенно крутых - помогают. Но лыжные палки – не лучший выбор, у них слишком маленький упор, поэтому они слишком глубоко проваливаются. Лучше использовать треккинговые палки с большим опорным кольцом. Кроме того, они складные, что позволит их переносить в чехле снегоступов (места там для них хватит).

Подводя итоги, могу сказать, что данные снегоступы мне понравились. Они действительно работают и позволяют гулять там, где без них это было бы невозможно (даже в лыжах). Но не расчитывайте на высокую скорость - у меня получилась средняя 2 км/час.

Мои опасения, что эти снегоступы из-за своих больших размеров, будут сильно затруднять ходьбу, не оправдались. Напротив, на ногах они ощущаются вполне лёгкими и маневренными: баланс подобран правильно. Впрочем, не исключаю, что мне было бы достаточно и меньшего размера, т.к. эти держат на снегу более чем уверенно. Сама же конструкция выглядит качественной и надёжной, так что, при умеренной интенсивности использования, о поломках можно не беспокоиться. Рекомендация производителю: возможно, следовало бы комплектовать снегоступы сразу же подходящими, складными, палками.

В продолжение темы:
На снегоступах к месту падения самолёта АН-24
Видео: На снегоступах по пересечённой местности