Найти в Дзене

Что Господь Иисус Христос сказал в Нагорной проповеди о разводе

Оглавление

Изрекши заповедь о целомудрии, Спаситель переходит к учению о разводе:

«Сказано же, что если кто разведется с женою своею, пусть дает ей разводную. А я говорю вам: кто разведется с женой своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». (Мф.5,31-32).

Как и в предыдущих случаях, Господь приводит постановление Моисеева закона о расторжении брака и противопоставляет свою заповедь ветхозаветному постановлению, восполняя и усовершенствуя ветхий закон по этому вопросу.

Как звучит ветхозаветная заповедь о разводе?

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ее разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа; но и сей последний муж возненавидит ее и напишет разводное письмо, и даст ей в руки и отпустит ее из дома своего, или умрет, сей последний муж ее, взявший ее себе в жену: то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять себе ее в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим), и не порочь землю, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор. 24,1-4).

Из приведенной выдержки видно, что Моисей, хотя и не поощрял разводы, однако допускал их, не ограничивая их каким-либо четким условием.

Развод был позволен в том случае, если муж находит в своей жене «что-нибудь противное» (Втор.24,1) (с еврейского - эрват дабар). Что подразумевается под этим выражением, выяснить трудно. Неясен был этот вопрос и в ветхозаветные времена. Некоторые авторы предполагают, что оно указывает на болезненные и уродливые ненормальности в половых органах, способные возбудить в муже чувство отвращения», или говорит о «нравственной порочности, возбуждающей отвращение» .

Такая неясность давала повод различному пониманию постановления о разводе до того, что «иногда разводились с женами под самыми пустыми предлогами, и это не считалось нарушением закона Моисеева по букве».

Следствие неоднозначности Моисеева закона было то, что некоторые еврейские учителя «придавали в постановлении Моисея о разводе даже главное значение словам: если жена не найдет благоволения в глазах мужа». Из этого, конечно, следовало, что муж мог практически по любой причине развестись с, возможно просто надоевшей, женой. И такое понимание заповеди Моисея находит себе основание в ветхозаветных книгах. Так в книге пророка Малахии содержится следующее изречение, обращенное к мужу «Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев». (Мал.2,16) Очевидно, что пророки, а в след за ними и иудейские раввины, видели в постановлении Моисеева законодательства дозволение разводится из-за одного только неблаговоления мужа к своей жене.

«Был в Ветхом Завете закон, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - который всякому, кто не любит жену свою по какой-то бы то ни было причине, не воспрещал отвергать ее и жениться… на другой».

Какова была причина возникновения такого постановления, объясняет сам Спаситель в ответе на вопрос фарисеев о повелении Моисея давать разводное письмо:

«Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводится с женами вашими; а сначала не было так» (Мф. 19, 8).

Как отмечает митрополит Филарет (Амфитеатров), «из слов Спасителя видно, что Бог и в древнем завете не благоволил на сей развод, а только терпел, дабы запрещением одного жестокосердным иудеям не подать случая к большим злодеяниям» Уступка этим постановлением была сделана ради пресечения зла, которое могло проистечь вследствие вынужденного сожительства мужа с женой, ставшей ему неугодной.

«Законодатель оказал немалое снисхождение, позволив давать разводную, - пишет святитель Иоанн Златоуст,- но это было сделано для избежания другого, гораздо большего зла. В самом деле, если бы закон принуждал держать жену и ненавистную, то ненавидевший ее мог бы убить ее, а народ иудейский на это был способен. Если иудеи не щадили своих детей, убивали пророков и кровь проливали как воду, тем более они не пощадили бы жен. Законодатель и допустил меньшее зло, чтобы пресечь большее».

Святой Ириней Лионский также указывает, что иудеи «получили от Моисея своеобразную с их жестокосердием заповедь о разводе».

Имеющая целью пресечения убийства жены, ветхозаветная заповедь была несовершенной. Как пишет блаженный Августин, «Моисей людям, жившим еще под ветхой буквой, не предписал высшего закона, не открыл им пути к высшему нравственному благоденствию, доступному, только для живущих и действующих в новой области духа».

О несовершенстве ветхого закона в учении о браке, свидетельствует и такие его предписания, как допущение двоеженства (Втор. 21,15) и закон о левирате (Вт. 25,5). Моисеев закон лишь подготавливал людей к принятию возвышенного учения Спасителя, которое постанавливает вместо прежнего условия «эрват да бар», слишком растяжимого и неясного, единственное условие развода: нарушение супружеской верности одной из сторон брачного союза. Блаженный Феофилакт подчеркивает, что «Господь не нарушает заповедь Моисеева закона, но исправляет его, запрещая мужу по неразумным причинам ненавидеть жену».

«Иисус Христос, не уничтожая Моисеева закона, дополняет и расширяет требование этого закона до того, что совершенно запрещает развод», кроме случая, когда узы брака сами распадаются в результате прелюбодеяния мужа или жены. Как пишет епископ Михаил (Лузин), «Спаситель возводит брак к смыслу первоначального установления его Богом, объясняя, что можно разводиться с женою единственно только по вине любодеяния, так как эта вина сама по себе уже расторгает единение мужа и жены, установленное Богом». Евфимий Зигабен подмечает и другие положительные стороны заповеди Спасителя: этим постановлением Христос «укрепил супругов и позаботился, чтобы не допускалось прелюбодеяние».

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич

В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)