Найти в Дзене
Хроники киномана

Блеск и нищета «Этерны» (продолжение). Шпаги, мушкеты, интриги, кадеты

Оглавление

Продолжаю начатый в прошлой публикации разговор о первой части фэнтези-эпопеи «Этерна». Предыдущая статья носила больше вводный характер. В частности, я говорил о трудностях восприятия сюжета у зрителей, не знакомых с книжным первоисточником. А в этой уже конкретно пройдусь по художественным и техническим моментам фильма. Но обо всем по порядку.

Что ты такое?

По жанру «Этерна», как и её литературный предшественник – это историческое фэнтези. Причём первого здесь гораздо больше. Если пытаться проводить параллели с реальной историей, то действие литературной и киносаги разворачивается в эпоху Нового времени (XVI-XVII века). То есть примерно в то же время, когда происходили события, описанные в «Трёх мушкетёрах». В то время как классическое фэнтези (условный «Властелин Колец») – это примерно Высокое Средневековье. Проще говоря, вместо рыцарей и лучников, вы увидите кирасиров и мушкетёров.

Затишье перед бурей. Источник: avatars.mds.yandex.net
Затишье перед бурей. Источник: avatars.mds.yandex.net

Из фэнтезийного (если судить по первому фильму) в «Этерне» совсем немного. Ну, во-первых, это вымышленный мир, созданный четверкой богов и фактически поделенный между их прямыми потомками. Если же про это забыть, то получится вполне заурядная история в духе романов Дюма: с подковёрными играми, дуэлями на шпагах и прочими атрибутами того времени. Есть, правда пара исключений, вроде сцены с призраками в заброшенной галерее или клятвы на крови. Но в целом дефицит сверхъестественного на экране не особо напрягает, потому как сюжет развивается достаточно стремительно, не давая зрителю заскучать.

Шик и блеск

Буквально с первого кадра понимаешь, что «Этерна» – это не дешманская поделка, снятая на крупицы, оставшиеся от разворованного госфинансирования. Костюмы, доспехи, оружие – всё здесь способно вызвать эстетический восторг даже у искушённого в тонкостях исторической реконструкции зрителя. К слову, во многом вся эта красота как раз и получилась благодаря усилиям целой армии реконструкторов. Не берусь судить, насколько там всё идентично в плане рисунков кружев или застёжек доспехов, потому как не специалист. Но, по крайней мере, на солдатах я увидел настоящие доспехи, а не сморщенные мусорные пакеты, как в 1-м сезоне «Ведьмака».

Коллаж выполнен автором на основе фото, взятых из открытых источников
Коллаж выполнен автором на основе фото, взятых из открытых источников

С компьютерной графикой в «Этерне» дела обстоят похуже. Местами виртуальные декорации выглядят неестественными. Хотя священный город Агарис, отдалённо напоминающий Королевскую Гавань из «Игры Престолов», всё равно смотрится внушительно.

Лепота-то какая (С) Источник: kinopoisk.ru
Лепота-то какая (С) Источник: kinopoisk.ru

Батальных сцен в фильме совсем немного (по сути одна, в самом начале), но видно, что и тут реконструкторы постарались. Правда у меня есть подозрение, что по книге эта битва должна быть более масштабной. Скорее всего, на большее просто бюджета не хватило. Зато дуэли смотрятся по-настоящему реалистично: не просто танец с рапирами, а бой насмерть, без единого лишнего движения.

Фаталити, сударь! Источник: r3.mt.ru
Фаталити, сударь! Источник: r3.mt.ru

Сюжетная кривая

Если первые полчаса ты ломаешь мозг над тем, кто все эти люди и что всё это значит, то дальше окончательно теряешь нить повествования, нащупывая её ближе к финалу. Происходит это потому, что создатели фильма, не успев толком познакомить зрителей с одними героями, резко переключаются на других. В итоге ты, конечно, понимаешь, что законный наследник трона Раканов и сын убитого мятежника должны стать союзниками. А пока недоумеваешь, на кой чёрт тебе показывают это 40-минутное «Кадетство» в декорациях галантного века.

Нет, в целом приключения юного Ричарда Окделла в школе оруженосцев – очень даже увлекательное зрелище. Но зачем было тратить на это драгоценный хронометраж, не раскрыв толком остальных персонажей? Вот в формате сериала это было бы вполне уместно. Непосредственно к этой части фильма у меня возникло больше всего вопросов, на которые мне, надеюсь, ответят поклонники книжной серии.

Источник: a.d-cd.net
Источник: a.d-cd.net

Непонятно, к примеру, что это за школа такая, где жизнь воспитанников постоянно подвергается всевозможным угрозам. То убийца в разгар матча вылезет, то потрепанный жизнью и алкоголем капитан своих подопечных на верную смерть в галерею с призраками отправит, то унар Ричард от заражения крови едва с папенькой раньше времени не встретится. Ну, с последним худо-бедно всё понятно, а остальным родителям настолько судьба их чад безразлична, что они их в эту богадельню сдали?

Сцена с вышеупомянутым заражением крови вообще знатно повеселила. Ну, во-первых, драгоценный витраж, о который юный Окделл руку поранил, уже в следующей сцене оказывается чудесным образом целым. Если мне память не изменяет, такие вещи могли месяцами и даже годами создаваться, потому как это практически ювелирная работа. А тут вжух – и починили.

Тот самый витраж. Источник: pbs.twimg.com
Тот самый витраж. Источник: pbs.twimg.com

К тому же за такой проступок хулиган имел все шансы раньше времени в той самой галерее оказаться. Ну и тот факт, что он незнамо сколько времени в полудохлом состоянии был, похоже, вообще никого не колышет. Парень, как не крути, благородных кровей. Уморишь – тебя самого потом закопают.

И кстати, мне одному показалось, что все унары в фильме похожи друг на друга? Эдакое сборище истинных арийцев. Мне немалых усилий стоило запомнить, кто есть кто. А представьте себе гипотетического китайского зрителя, для которого все европейцы и подавно на одно лицо))

Источник: pbs.twimg.com
Источник: pbs.twimg.com

Трудно быть актёром

Актёрская игра – это ахиллесова пята «Этерны». За небольшими исключениями все актёры в кадре тупо пересказывают старательно заученный текст, с редкими проблесками эмоций. К мэтрам, вроде Юрия Беляева и Вениамина Смехова, претензий нет – им экранного времени уделили от силы минут 5 (на двоих).

Недоигрывают преимущественно молодые. Вот не знаю, каким должен быть Альдо Ракан (Анар Халилов) в книге, но в фильме он лично меня только раздражал. Такому на троне точно делать нечего. Свои же через неделю пинком под зад дадут. И это положительный герой?

Я знаю - истина в вине (С) Источник: m.kino-teatr.ru
Я знаю - истина в вине (С) Источник: m.kino-teatr.ru

Со знаком «плюс» (даже с тремя) запомнился только Юрий Чурсин в роли Рокэ Алва. И это тот самый случай, когда условно отрицательному герою симпатизируешь больше, чем хорошим парням. Жаль, экранного времени у Юрия в первой части было совсем немного.

Подводя итоги

«Этерна» Часть 1 – отличный в визуальном, но недоработанный в сюжетном плане фильм со слабой актёрской игрой. Создатели сделали огромную ошибку, отказавшись от сериального формата, который сделал бы адаптацию литературного источника более объемной и понятной каждому зрителю.

Моя оценка 6 из 10.

А как вам эта новинка? Приглашаю к обсуждению всех, независимо от того, знакомы вы с творчеством Веры Камши или нет. Подписывайтесь на канал, если то, о чём пишет ваш покорный слуга, вам близко интересно. Впереди будет ещё много аналогичных разборов. До новых встреч, и будьте здоровы!

#этерна #этерна фильм #рецензия на фильм