19-20 мая 1913 г. в Костроме состоялось празднование 300-летия дома Романовых. Один снимков знаменательного события сделан фотографом К.К. Буллой с пожарной каланчи.
Масштаб и значимость церемонии подчеркивает крупный особняк, построенный в классическом стиле.
Ныне этот дом с 8-ми колонным коринфским портиком признан одним из лучших архитектурных памятников Костромы. Построен он в 1819-1824 г. генерал-лейтенантом Сергеем Семёновичем Борщовым, участником войны 1812 года. Считается, что автором проекта был костромской губернский архитектор Николай Иванович Метлин (1770-1822).
Однако в целом ряде источников высказываются мнения, что «в основу положен так называемый «образцовый проект № 10», частично измененный наблюдавшим за работами Н.И. Метлиным».
Но в «Собрании фасадов», изд. 1809 г., под № 10 показано совершенно другое строение. Никаких других альбомов с фасадами в то время не издавалось.
Отчасти дом Борщова напоминает проект, показанный в «Собрании» под № 15. Но, пожалуй, сходства между ними не многим более, чем между двумя любыми особняками той эпохи с многоколонными классическими портиками.
Буду признателен, если кто-то из читателей поможет прояснить непонятный момент касательно дома Борщева и «образцового проекта № 10».
Возможно, разгадка кроется в том, что в 1847 году дом Борщева сильно пострадал от пожара, и был капитально перестроен выкупившим его купцом Первушиным. В восстановленном здании новый хозяин устроил «роскошную» гостиницу «Лондон».
Претенциозное «заморское» название не преминул обыграть в своей знаменитой пьесе «Бесприданница» Александр Николаевич Островский, тактично изменив его на «Париж»:
- Робинзон. Столица Франции, да чтоб там по-французски не говорили! Что ты меня за дурака, что ли, считаешь?
- Вожеватов. Да какая столица! Что ты, в уме ли? О каком Париже ты думаешь? Трактир у нас на площади есть «Париж», вот я куда хотел с тобой ехать.
Помянутая выше пожарная каланча также является выдающимся памятником архитектуры. Построена она в 1824-1825 гг. по проекту Петра Ивановича Фурсова (1798 - конец 1840-х гг.), сменившего Метлина на посту губернского архитектора.
На фото, сделанном с верхней точки, позади видны строения Богоявленско-Анастасиинского монастыря с собором 1559–65 гг.
Интересными получились снимки Мелочных рядов (1831-1832 гг. арх. П.И. Фурсов) и Табачных рядов (1819-1822 гг. арх. В. П. Стасов), сделанные с высоты.