Соседка с сыном лет шести, решила со мной поделиться впечатлениями: «Ты в Строгановском была? Мы вот возвращаемся. И не ходи, одни люстры и картины». Не может такого быть, решила я про себя, - отзыв явно нуждался в проверке.
Все начиналось с деревянного дома на углу Невской першпективы и реки Мойки. Задумка Строганова-старшего, камергера императорского двора, совпала с решением Елизаветы Петровны о строительстве Зимнего дворца. Сергей Григорьевич подсуетился и пригласил на постой в свой дом Растрелли. Но #Растрелли строил только дворцы, здесь и помогло расположение императрицы к графу, и архитектор принялся за работу.
С.Г. Строганов на большие расходы был не готов, поэтому просил зодчего сохранить существующие стены и в первую очередь обустроить апартаменты для сына, который находится за границей.
Строительство совпало с рождением наследника российского престола - Павла Петровича. Строганов не упустил возможность организовать бал, в честь столь знаменательного события в жизни императорской семьи, а заодно показать свой дом. Через несколько дней вся Европа из газет узнала о новом #особняке на Мойке.
Большинство замыслов Ф.-Б. Растрелли до нас не дошли, в том числе Парадная столовая, на месте которой возникла Зеркальная галерея. Отделку дома продолжил #Воронихин. Именно Андрей Никифорович воплотил в жизнь идеи Кабинета искусств и редкостей, Зеркальной галереи и личных покоев Александра Сергеевича.
Многое восхищает интересными и нестандартными решениями. В Минералогическом кабинете А.Н. Воронихин создал двухъярусное пространство, здесь находились камни и минералы со всего мира.
Гости ходили и рассматривали уникальные горные породы, потом хозяин подходил к одному из шкафов, дверь открывалась, и посетителей приглашали пройти в картинную галерею, где были собраны картины лучших европейских мастеров: Рубенса, Ван Дейка, Рембранта, Пуссена….Кроме живописи в галереи находились скульптуры, горели камины, придавая залу неповторимую атмосферу.
Когда по Петрограду поползли слухи о приближении нeмeцкиx voйcк, картины перевезли в Москву. С тех пор галерея в своем историческом облике более не существовала.
В 30-х оставшиеся картины попали в Эрмитаж и на аукцион в Берлине. Зал со временем лишался декора и в нем «поселилась» библиотека. За Зеркальной дверью зала находился Физический кабинет, реставрация которого сейчас ведется. Скорее всего, он станет последним залом парадной анфилады второго этажа.
В залах, где размещались разные организации, в том числе институт растениеводства нашли мебельный гарнитур, принадлежащий Строгановым. Изрядно потрепанный, но не побежденный временем, гарнитур отреставрировали и 14 предметов из него поставили вдоль стен картинной галереи.
Последний владелец дома Сергей Александрович Строганов – завершающее звено династии по мужской линии, лишившись рано супруги, замкнулся, увлекся охотой и морем. #Коллекция, создаваемая Александром Сергеевичем, не пополнялась, но появился зал с дубовым камином в стиле средневекового замка. Окна в зале заложили, закрыв их тяжелой тканью, стены украсили картинами со сценами охоты; стулья с высокими спинками расположили вокруг массивного стола в центре.
Любители искусства стали забывать дорогу к некогда часто посещаемому дому, праздники и #выставки прекратились. В конце 19 века прошла благотворительная выставка, и граф даже запланировал изменения в интерьере, но после революции Сергей Александрович сам отдал ключи наркому просвещения и уехал за границу навсегда.
Надо отдать должное #реставраторам и тем людям, которые готовили залы к открытию. Интерьеры разорены, но столики, стулья, скульптуры, канделябры поставлены виртуозно и с любовью, и нет звенящей пустоты пространства, которая меня придавила в Михайловском замке.
Зеркальная галерея бесподобна. Пусть реплика, не зря ее восстановление длилось 10 лет, но все гармонично и не испорчено домыслами. Зеркальный зал по эмоциональному воздействию я поставила в один ряд с площадью Сан-Марко и Большим залом в Царском Селе.
В зале обнаружила, что телефон прижимаю к груди и ничего не снимаю, - растворилась в великолепии и таланте мастеров. Стены дома, в которых жило не одно поколение Строгановых на протяжении без малого полутора веков, дают редкую возможность почувствовать атмосферу минувшего.
В Парадной столовой собираются именитые гости, к ним выходит хозяин, и сообщает, что шельмец-повар сбежал по утру к другому хозяину, поэтому обеда не будет. Мужчины переглядываются, дамы шепчутся и поглядывают в сторону выхода. Александр Сергеевич делает незаметный знак рукой и на столе начинают появляться изысканные блюда: жареная рысь, кукушка в меду и сливках, устрицы...
Ни слова не сказала о Большом зале, где «yтoнyлa» в пышном барокко Растрелли, об Арабесковой гостиной, где стены украшены копиями фресок Рафаэля в Ватикане, - в рамках статьи сделать это сложно. После экскурсии вернулась в залы и сняла немного видео, но когда смотрю, понимаю, что все бледно и не передает духа и притяжения дома.
Спасибо, что прочитали!