За более чем 85-летнюю историю эксплуатации московского метрополитена трассы и маршруты на некоторых его линиях со временем менялись в силу различных причин, превращая пассажирские перегоны в служебные соединительные ветви (ССВ), которые сейчас использются для нечастой перегонки составов между депо, проезда путеизмерителей, поливомоечных машин и другой хозяйственной техники. Таким же образом в подземке появилось и несколько станций-призраков.
Сегодня в нашей статье мы рассмотрим перегоны, которые были выведены из пассажирской эксплуатации полностью либо большей частью. Имеется также участок Кунцевская Филевской линии - Молодежная, где прямое движение поездов было прекращено в 2008 году, однако практически весь участок, за исключением короткого соединительного пути, был передан Арбатско-Покровской линии. Аналогичная ситуация и с перегоном Каширская Замоскворецкой линии - Варшавская.
1. Охотный ряд - Александровский сад (1935-1938)
Сокольническая / Филевская линии
Перегон был открыт в составе первой очереди строительства в 1935 году. Поезда от Сокольников следовали двумя маршрутами - один до Парка культуры, второй - до Смоленской, как раз используя указанный перегон. Он имеет мелкое заложение, а также несколько кривых малого радиуса, в т.ч. S-образных. Ближе к Александровскому саду (при открытии - Улица Коминтерна) оба пути идут в одном тоннеле, а станция имеет необычные для того времени боковые платформы, что было обусловлено необходимостью вписать тоннель на повороте между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. Согласно выпущенному буклету, длина перегона составляла 915 метров.
В 1938 году с открытием второй очереди метро вилочное движение было прекращено, а на участке Смоленская - Александровский сад - Площадь Революции - Курская организовано движение поездов Арбатско-Покровского радиуса.
В настоящее время перегон используется как часть Центральной ССВ. При постройке подземного ТЦ "Охотный ряд" в середине 1990-х один из путей (в направлении Охотного ряда) был разобран.
2. Площадь Революции - Александровский сад (1938-1953)
Арбатско-Покровская / Филевская линии
После разделения с Сокольнической линией в 1938 году указанный перегон 15 лет работал в составе Арбатско-Покровской линии, где тоннели с уклоном 38 тысячных поднимались с глубокого заложения (~35 метров) Площади Революции на мелкое Александровского сада. Примерно в середине перегона имеется ответвление ССВ к Охотному ряду, а до демонтажа второго пути здесь существовало единственное глухое пересечение на главных путях в московской подземке. Длина перегона по пикетам ~ 1045 метров.
После случая попадания во время ВОВ бомбы в мелкий тоннель было принято решение о строительстве дублирующего участка Арбатская - Киевская глубокого заложения, который в т.ч. должен был служить как бомбоубежище на случай войны. После завершения строительства упомянутых объектов в 1953 году регулярное движение поездов с пассажирами по перегону было прекращено.
С 1953 по 1958 годы году участок Александровский сад - Киевская бездействовал и использовался под склады. В настоящее время оба пути сохранились, используются как ССВ. По перегону можно изредка прокатиться на ретро-поезде модели А постройки 1930-х годов в рамках проводимых метрополитеном ночных экскурсий.
3. Партизанская - "старая" Первомайская (1954-1961)
Арбатско-Покровская линия
Часто наземный перегон использовал подъездные пути к построенному в 1950 году депо Измайлово, где в одном из нефов для улучшения транспортной доступности была сооружена наземная крытая тупиковая станция Первомайская. Протяженность перегона составляла примерно 1,5 км. Некое подобное решение сейчас реализовано в Самаре на "временном" перегоне Кировская - Юнгородок.
Несмотря на временный характер, станция получила относительно богатую отделку в духе сталинского ампира. Сохранившийся выход в город располагался недалеко от нынешнего здания детской поликлиники №52 (Первомайская ул., 10А).
В 1961 году было открыто продление линии до современной Первомайской, в связи с чем перегон и станция были закрыты. Платформы станции были разобраны, а помещение приспособлено деповцами под цех подъемочного ремонта и ночевки вагонов. Подъездные пути сейчас активно используются для выдачи поездов на Арбатско-Покровскую линию.
4. Новые Черемушки - "старая" Калужская (1964-1974)
Калужско-Рижская линия
По аналогичным причинам в одном из ангаров метродепо "Калужское" была построена и "старая" станция Калужская, которая имела два тупиковых пути с широкой островной платформой. Для пассажирского движения были задействованы парковые пути депо, проходящие по поверхности. Выход со станции располагался вблизи северного вестибюля нынешней станции Калужская и ДК "Меридиан". Примерная длина перегона - 1,45 км, он был единственным наземным за всю историю линии.
После открытия в 1974 году продления до Беляево перегон и станцию закрыли для пассажиров. Платформа станции и пути полностью сохранились и сейчас используются под склад.
5. Парк Победы - Шелепиха (2018-2020)
Солнцевская линия
Перегон, проработавший 2 года, частично использовал двухпутную ССВ между Солнцевской и проектируемой Рублево-Архангельской линией, к которой в будущем отойдет станция Шелепиха. Поезда ходили от Рассказовки до Савеловской. Из-за кривых малого радиуса и следования на стрелках по отклонению поезда проходили путь на небольшой скорости. Время проезда составляло более 5 минут, хотя длина перегона ~2,8 км. Глубина залегания части перегона на высоком берегу у Парка Победы составляет около 90 метров, что является рекордом для московской подземки.
В конце 2020 года было завершено строительство оборотных тупиков за станцией Деловой центр, в связи с чем все поезда Солнцевской линии были перенаправлены по главным путям на Деловой центр, а пассажирское движение на ССВ было прекращено.
👍 Подпишись на канал, ставь лайк, комментируй!