Константин Сергеевич Станиславский - известный театральный режиссёр, преподаватель и актёр. Он родился в семье богатого фабриканта Сергея Владимировича Алексеева. Поучившись в гимназии, начал работать на предприятии своего отца - так в его лице Россия обрела крупного и талантливого промышленника. Вплоть до Октябрьской революции Константин Сергеевич оставался владельцем и руководителем фамильной фабрики.
Артистической и режиссёрской деятельностью он тоже занимался, но тайком. Сначала это был любительский т. н. "Алексеевский кружок", но затем, чтобы сохранить честь семьи, Константин Сергеевич сменил фамилию, стал Станиславским.
Правда, вскоре его секрет был раскрыт. Как-то, выходя в очередной раз на сцену, он увидел в первом ряду своих родителей. Они досмотрели пьесу до конца, а на следующий день отец сказал:
Если ты непременно хочешь играть на сцене, то создай себе приличный кружок и репертуар. Но только не играй всякую гадость Бог знает с кем.
Так в 1898 (Станиславскому тогда было всего 26) вместе с Немировичем -Данченко они создали МХАТ:
В итоге Станиславский стал мэтром и разработал инновационную систему, которую до сих пор изучают актёры для повышения своего мастерства. Но система Станиславского может быть полезна не только актёрам, но и всем, кто имеет дело с аудиторией и публичными выступлениями, интересуется театральным искусством и хочет сделать свою жизнь более счастливой. Расскажу лишь о тех её идеях, которые мне показались интересными и полезными.
Сверхзадача, цели и сквозная линия
Сверхзадача - это ключевая жизненная цель, которую можно сравнить с главной артерией, питающей человеческий организм. Все более мелкие, текущие цели являются этапами на пути к сверхзадаче, а сам путь к ней называется сквозной линией.
Люди и обстоятельства ставят нам барьеры на пути к сверхзадаче. Станиславский учил относиться к этому, как к благу, поскольку противодействие стимулирует активность, которая является основой движения вперёд.
Он призывал актёров оставаться верными своей сверхзадаче и стремиться к её достижению, игнорируя посторонние, чуждые, навязываемые социумом цели.
Проживать, а не играть в жизнь
Главная идея Станиславского заключалась в том, что актёр должен находиться на сцене в естественном состоянии: чувствовать подлинные эмоции - те же самые, которые испытывает его герой. Эта концепция подлинных переживаний была революционной. До этого актёров учили лишь показывать эмоции. При этом исполнитель оставался далёким от своего героя, в то время как Станиславский учил актёра чувствовать себя в единстве со своим персонажем.
Физические действия рождают эмоции
Как вжиться в роль так, чтобы переживать подлинные эмоции своего героя? Выглядеть на сцене правдоподобно? Считалось, что для этого нужно максимально прочувствовать своего героя и совершать действия на сцене, исходя из этих чувств.
Станиславский утверждал, что это делает актёрскую игру неискренней. Он предлагал обратный подход: правильно выполнять физические действия на сцене (ходить, жестикулировать), и тогда эти действия будут рождать нужные эмоции.
Для действий он предлагал придумывать истории, чтобы выполнять их правильно.
Например, актёрская задача – показать, как человек разжигает камин. Для этого нужно не просто совершать действия - разводить огонь - а придумать целую историю, например, что утром герою предстоит важная встреча, а значит нужно комфортно выспаться, но обогреватель не работает и ночь холодна, поэтому камин - единственное спасение.
Так у физического действия появляется простой мотив, который делает это действие правдивым и рождает эмоции.
Идея ультранатуральности
Станиславский считал, что главное препятствие на пути к подлинному исполнению - это отсутствие веры актёра в реальность происходящего на сцене. Если он сам не верит, что картонный меч в его руках самый настоящий, то зрители тоже ни за что не поверят в это.
Чтобы достичь абсолютной правдивости, Станиславский разработал специальные техники, вот лишь некоторые из них:
"Учитывая обстоятельства"
Все начинается со сценария: в нём - всё о герое, вся основная информация. Станиславский требовал, чтобы актёр искал подсказки в сценарии, отвечая на вопросы:
- кто я?
- где я?
- когда происходит действие?
- какова моя цель?
- почему я хочу её достичь?
- как я могу её достичь?
- каковы препятствия?
Только учтя все обстоятельства, актёр сможет понять, как они повлияли на характер его героя. Ну а мы в своей неактёрской жизни тоже должны почаще задумываться над этими философскими вопросами.
"Что, если..."
Суть техники в том, чтобы актёр ответил себе на вопрос: "Что бы я сам сделал, оказавшись в этой ситуации?" - для того, чтобы быть убедительным на сцене.
"Наблюдение"
Станиславский утверждал, что актёр должен быть увлечённым наблюдателем окружающей жизни - только так можно изобразить на сцене переживания персонажа, которые сам актёр никогда не испытывал.
Он призывал своих учеников внимательно наблюдать за людьми, сосредотачиваясь и на их физических качествах, и на характере. Он считал, что любой человек обладает уникальными чертами, которые можно увидеть и понять, только наблюдая.
Вот почему некоторые актёры, чтобы выглядеть правдоподобно в своей роли, буквально живут жизнью своего героя и тщательно исследуют мельчайшие её детали.
Например, Джонни Депп, сыгравший журналиста Хантера Томпсона в фильме "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", на 4 месяца переехал к нему домой, носил его одежду, жил по его режиму, чтобы вжиться в образ своего экранного героя.
Расслабление по Станиславскому
Выступая перед аудиторией или камерой, каждый человек испытывает волнение и, как следствие, мышечное напряжение: спазмы в ногах или ощущение, будто перехватило горло, другие напряжения.
Станиславский считал, что полностью снять мышечное напряжение невозможно. Если попытаться расслабить ноги, оно переместится на плечи, если стряхнуть с плеч, оно может напрячь спину. И это действительно так.
Поэтому задача актёра – держать напряжение под контролем и не показывать его публике.
Чтобы этому научиться, Станиславский разработал специальную технику релаксации, которой не мешало бы овладеть не только актёрам, но и всем нам тоже.
Необходимо в жизни, постоянно принимая различные позы (сидя на стуле, вися на дереве или просто лёжа на полу), при этом отмечать, какие мышцы напрягаются, и пытаться их расслабить, отпустить напряжение. Если сделать эту практику регулярной (всего 20-30 минут в день), процесс расслабления мышц вскоре войдёт в привычку, станет автоматическим.
Константин Сергеевич не терпел лжи и фальши и призывал к искренности как на сцене, так и в жизни. Искренность и честность просты и всегда понятны, они вызывают доверие и способны творить чудеса.
________________
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь, если вам интересно!
Другие статьи о театре:
Что осталось от Островского после встречи с Богомоловым?
Юрий Грымов о Петре I в спектакле театра "Модерн", который мы досмотрели до конца
Театральный беспредел: что происходит с театром сегодня?
"Современник": великий театр, которого больше не существует
Новосибирский театр и балет "Дон Кихот" (короткое видео)
Балет "Драгоценности" на сцене Большого театра - видео
Так что же осталось от Островского после встречи с Богомоловым?
Мария Шукшина: Недуг, поразивший общество, требует лечения
Балет "Драгоценности": Рубины, изумруды и бриллианты на сцене Большого театра
Навигация по каналу "Возраст счастью не помеха":
Все публикации канала по рубрикам