Этот псалом царя Давида неслучайно является частью ежедневного молитвенного правила каждого православного христианина. В нем мы видим образец искреннего раскаяния в совершенных грехах и молитвенное упование на Божие милосердие.
Вспомним его:
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною eсть выну. (1)
Тебе eдиному согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат eсмь, и во гресех роди мя мати моя. (2)
Се бо, истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми eси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смирeнныя. (3)
Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи менe от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от менe. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. (4)
Научу беззаконныя путeм Твоим, и нечестивии к тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. (5)
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел eси жертвы, дал бых убо; всесожжeния не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. (6)
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския; тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаeмая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы». (7)
(1)
В этих словах Давид признает беззаконием совершенное им прелюбодеяние с чужой женой и последующее убийство ее мужа. Этот грех долгое время оставался нераскаянным. О нем не знали люди, но ведал Бог, Который прислал к Давиду пророка Нафана вместе с наказанием.
Но раскаявшемуся Давиду мало было тех тягот, которые он понес из-за совершенного преступления. Он нуждался в очищении души от тлетворной грязи греха и понимал, что это может сделать только Бог. «наипаче омый мя» - то есть многократно омой меня, очисти меня.
(2)
«Тебе единому согреших» - Давид осознает свою вину именно перед Богом. Являясь царем, Давид мог избежать и наказания, и осуждения людей, но он понимает, что это положение делает его еще более виновным перед Господом. Царь признает, что Божий суд всегда справедлив, и только приговор Господа может быть во благо (оправдишися во словесех Твоих). Ты победиши, внегда судити Ти, то есть когда осуществляешь суд Твой надо мною. Давид признает свою порочность с самого рождения (первородный грех), но не оправдывает себя им.
(3 и 4)
По милости Божией Давид обрел пророческий дар, который позволил ему еще глубже осознать свою греховность, но также увидеть "безвестная и тайная премудрости", которые открыл ему Бог. Прошение об окроплении иссопом (так называли ароматное лекарственное растение) – это мольба об очищении и исцелении от грехов. Только Святому Духу под силу убелить душу, подобно снегу, и вернуть раскаявшемуся грешнику радость и веселие. «Воздаждь ми» - то есть верни мне радость спасения.
(5)
Царь обещает стать примером покаяния и обратить грешников к Богу. И снова вспоминает о своем кровавом преступлении, умоляя простить его, смыть с него эту кровь.
(6)
Здесь Давид упоминает о ветхозаветной традиции принесения жертвы Богу, когда чистое животное сначала убивали, а потом сжигали во искупление своих грехов. Однако сами эти жертвы, по словам святого апостола Павла, никак не могли очистить приносящих их людей от их грехов, а служили только напоминанием человеку о его порочности. Истинная жертва Богу – сокрушение, раскаяние о своих грехах, которые можно искупить только покаянием и исправить добродетельными поступками.
(7)
Приведу толкование святителя Афанасия Великого, которое считается академическим: «Сионом называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил возглавити всяческая о Сыне Своем (Еф. 1, 10); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его. Когда, говорит, ублажишь Сиона и созиждутся стены Иepycaлимские, тогда и будут приносимы жертвы, жертвы не кровавые, но жертвы правды, т. е. хвалы. Возношение и всесожегаемая, и под всесожжениями разумеет приношение правды и бескровной жертвы. Тогда возложат на олтарь Твой тельцы, то есть, тельцы правды, так чтобы все было от правды, были и жертвы правды, и приношения правды, и всесожжения правды, и тельцы правды».
Эти заключительные строки псалма стали пророческими. Святитель Амвросий Медиоланский указывал, что под «жертвой правды» провидчески понимается Таинство Евхаристии (Причастия). Единственное, что наряду с Таинством Покаяния дает нам ощущение собственной праведности (жизни по правде) пред Господом. И только такая жертва угодна Богу, потому что она меняет человека изнутри и делает его достойным унаследовать Царство Небесное.
Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич
В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.
Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)