Медицина — одна из тех областей человеческой жизни, с которой рано или поздно приходится столкнуться каждому. Хорошо, если ваше здоровье позволяет не обращаться к врачам годами, но есть люди, которые буквально живут в поликлиниках и знают в лицо каждого медработника. К сожалению, к некоторым врачам бывает нелегко попасть, заветные номерки разлетаются за минуты, а ближайшая запись откладывается на месяц, а иногда специалиста с необходимой квалификацией просто нет в ближайшем медучреждении, а то и в городе. В таких случаях на помощь может прийти телемедицина.
Говорят, что “хождение по больницам” для некоторых людей становится хобби, они щепетильно относятся к своему здоровью и бегут к врачу при первых симптомах заболевание. Однако современная медицина, несмотря на все её достоинства, требует затрат, причём обычно и материальных, и временных. Работающему человеку бывает непросто выбраться в поликлинику, если речь не идёт буквально о жизни и смерти, поэтому альтернативой становятся онлайн-консультации.
Отношение к телемедицине в нашей стране до сих пор неоднозначное, особенно среди людей старшего поколения, которые с трудом осваивают интернет-технологии. Здоровье — это серьёзный вопрос, поэтому человек хочет иметь гарантии получения квалифицированной помощи. Тем не менее согласно данным РБК, в 2019 году объём мирового рынка телемедицины достиг 20 миллиардов долларов. Кроме того, аудитория телемедицинских и профилактических сервисов демонстрирует стабильный рост и ежегодно увеличивается почти на 20%.
В рамках исследования “Индекс здоровья будущего-2018” был проведён опрос населения о готовности людей пользоваться услугами телемедицины. Около 82% опрошенных подтвердили свою готовность получать консультации по вопросам ЗОЖ дистанционно.
Появление телемедицины
Телемедицина ассоциируется с чем-то современным, однако первые случаи использования телекоммуникационных технологий в медицинских целях начались ещё полтора века назад. Этому способствовало появление развитие телефонии и появление возможности передавать по телефонным проводам электрокардиограммы. Конечно, подобные удалённые консультации были редкостью и имели очень ограниченные возможности использования, однако с после покорения человеком космоса необходимость телемедицины стала очевидной. Для космонавтов она стала фактически единственным способом получить помощь, находясь в полёте. Это послужило дополнительным толчком для развития телемедицины.
Какие задачи решает телемедицина
Для начала давайте определимся с понятиями. Существует небольшая путаница в том, что именно относится к телемедицине. Некоторые ошибочно связывают телемедицину с телевидением и называют “телемедициной” различные передачи медицинской и околомедицинской тематики. Это не совсем так. Телемедицина основана на использовании информационно-коммуникационных технологий. С их помощью организуются конференции и консультации для оказания медицинской помощи. Это важно в тех случаях, когда больной по каким-то причинам не может находиться рядом с врачом или врачу нужна консультация коллег из других медицинских учреждений, городов, а иногда и стран.
Стирание географических границ позволяет пациентам самим выбирать, к какому врачу обратиться. Если не говорить о “цене вопроса”, то люди получают возможность пообщаться с ведущими специалистами интересующей области вне зависимости от того, где они находятся. Врачи используют возможности телемедицины для организации совещаний, конференций и даже совместных исследований. Идею телемедицины поддерживает и ВОЗ. Она выделяет несколько задач, которые можно решить при помощи телемедицины:
- предоставление медицинских услуг в условиях, где расстояние становится критическим фактором;
- обеспечение обмена информацией между работниками сферы здравоохранения для диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм;
- организация и проведение совместных исследований и оценок;
- поддержка системы непрерывного образования медработников.
Телемедицина не стоит на месте, поскольку она напрямую зависит от информационных технологий и коммуникаций, то и развивается параллельно с ними. Эксперты отмечают, что телемедицина быстрее адаптируется к потребностям людей, может предложить более гибкие схемы и форматы взаимодействия, поэтому её аудитория постоянно растёт. Всё больше становится людей, которые хотя бы раз прибегали к удалённым медицинским консультациям, а накопленный опыт позволяет совершенствовать текущую систему.
Как развивается телемедицина в мире
Если раньше к услугам телемедицины прибегали в основном медицинские или государственные организации, у которых был доступ к передовым технологиям, то теперь телемедицина ушла в массы. Достаточно иметь стабильный доступ в интернет, чтобы записаться на консультацию в любом уголке земного шара.
Хотя консерваторы до сих пор относятся к телемедицине с недоверием. Им кажется, что на личном приёме врач сможет поставить более точный диагноз, нежели на “виртуальном”. Однако лагерь скептиков становится всё меньше. Не последнюю роль в этом сыграла и вынужденная самоизоляция, которая заставила людей искать варианты получения помощи “на дому”. Есть мнение, что даже после снятия всех антиковидных ограничений эта тенденция продолжится, и в конечном итоге часть медицинских услуг будут на постоянной основе оказываться удалённо.
Но важно регулировать не только спрос, но и предложение. Нельзя, чтобы медицина превратилась в сферу услуг сомнительного качества. На кону стоят жизнь и здоровье людей, поэтому врач должен нести ответственность за те советы и рекомендации, которые он даёт, пусть даже это происходит и не на личном приёме. Важно, чтобы телемедицина регулировалась на законодательном уровне.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны в ряде стран, в том числе и в России. В 2017 году были внесены изменения в закон об основах охраны здоровья граждан, в нём появилось понятие “телемедицинских технологий”. Год спустя скорректировали и законодательство в области применения информационных технологий в сфере охраны здоровья. Это необходимая законодательная база, которая позволит телемедицине развиваться дальше.
Некоторые услуги уже можно получить в электронной форме, теперь не обязательно лично приходить в медицинское учреждение, чтобы получить медицинское заключение, справки и рецепты, написать своё согласие или отказ от медицинского вмешательства. Однако наиболее важные вопросы по-прежнему требуют личного общения с врачом. Например, врач не может поставить пациенту диагноз или назначить лечение без очного приёма, удалённо можно лишь предварительно поговорить с пациентом, собрать анамнез и рассказать ему о возможных методах лечения и его прогнозируемой эффективности.
Особенности телепрофилактики
Помимо “телемедицины” существует понятие “телепрофилактика”. В отличие от телемедицины, основной целью телепрофилактики является не диагностика или лечение, а поддержание и укрепление здоровья людей.
Телепрофилактика стремится охватить как можно больший круг лиц. Обычно для размещения программ телепрофилактики используют специальные информационные платформы, на которых могут регистрироваться организации или отдельные пользователи. Там публикуется информация о ЗОЖ, уроки оказания самопомощи, ответы на популярные вопросы и т.д. Общая информация обычно доступна для всех, но для получения персональных рекомендаций придётся завести аккаунт. Как правило, подобные платформы дополнительно собирают медицинскую статистику, которая в дальнейшем используется для оценки рисков здоровья населения.
Одним из успешных примеров телепрофилактического проекта можно считать программу НЛМК “Здоровый выбор”. Она была разработана для проведения скринингов и выявления факторов риска. Идея в том, что пользователь вносит в систему свои данные, а в ответ получает персональный отчёт с рекомендациями. Нередко скрининги заказывают организации для оценки состояния здоровья своих сотрудников. Хотя подобная практика больше распространена на Западе, нежели в России. Полученные данные позволяют разрабатывать корпоративные программы оздоровления сотрудников.
Платформы для проектов по телепрофилактики зачастую строятся с соблюдением принципов геймификации, ведь они должны не только заинтересовать, но и удержать пользователей. Поэтому разработчики стараются заложить в проект не только механики по сбору данных, но и придумать способы вовлечения пользователей в полезную деятельность. Некоторое время назад, например, были популярны онлайн-челленджи по физической активности.
В целом программы телемедицины направлены на то, чтобы доносить информацию о правилах ведения здорового образа жизни до большого круга людей, поэтому информация преподносится в максимально понятной и доступной форме. Телепрофилактика и телемедицина отлично дополняют друг друга, но их легко можно сочетать и с классическими инструментами взаимодействия с людьми. Живое общение по-прежнему ничто не может заменить, хотя возможности телемаркетинга продолжают расширяться.
Обсудить на медицинском портале - пишите комментарии на ЭндоЭксперт.ру
Понравилась статья - поделитесь с друзьями и знакомыми!
Ставьте лайки - это очень мотивирует авторов статей и способствует лучшему их продвижению!
Есть комментарий - пишите!