Наследие Уолта Диснея столь велико, что одной подборки «самых неизвестных мультфильмов великого аниматора» не хватило, чтобы перечислить все полнометражные рисованные ленты, которые вышли под его чутким руководством. Поэтому – вот вам вторая, тоже из 5 фильмов, достойных того, чтобы их посмотреть.
«Песня Юга» / Song of the South (1946)
Не совсем честно было размещать в данный список самый спорный диснеевский фильм «Песня Юга». Всё же, он только наполовину мультипликационный, а наполовину – игровой. Зато в плане редкости он остальным диснеевским лентам даст фору. Ведь сама студия Диснея после 1986-го года постаралась, чтобы он стал раритетом, а ещё лучше – чтобы про него все забыли. Уж слишком много копий было сломано вокруг «Песни» за десятилетия с момента премьеры. Но это – тема отдельной статьи.
«Песня Юга» - это экранизация знаменитых «сказок дядюшек Римуса», записанных со слов чернокожего населения Америки Джоэлем Чандлером Харрисом. По сюжету к бабушке-южанке на плантацию приезжает мальчик Джонни. В семье его намечается разлад, и мальчишке очень на пользу идёт знакомство с чернокожим ровесником, белокурой соседской девчонкой, а главное – с бывшим стариком-рабом, который живёт на плантации и рассказывает местной детворе истории про коварного братца Лиса, смышлёного братца Кролика и неуклюжего братца Медведя.
Стоит ли смотреть? Всенепременно! Игровая часть, с людьми получилась очень трогательной, а анимационная – очень смешной. К тому же, других экранизаций сказок дядюшек Римуса не то, чтобы много, и качеством они значительно бледнее.
«Весёлые и беззаботные» / Fun and Fancy Free (1947)
Формально «Весёлые и беззаботные» – сборник мультфильмов. И это действительно так – сборник! Из всего двух мультфильмов. Каждый из них изначально разрабатывался как отдельный полнометражный мультфильм, но – закончить их в таком виде помешала война. На студии стало не хватать денег, ресурсов, а главное – аниматоров, которые были заняты на создании пропагандистских анимационных лент, поэтому после войны мультики эти решили не доделывать, а объединить под единым названием. Сюжетно «склеили» их рисованными и игровыми заставками.
Открывают фильм сцены с хорошо известным по «Пиноккио» сверчком, который плывёт по ручью и попадает в дом, где находит граммофон с пластинками. Сказка с одной из пластинок и становится первой половиной «Весёлых и беззаботных». В нём рассказывается о приключениях циркового медвежонка Бонго. Во время переездов между городами он сбегает в лес, где находит возлюбленную, но и множество опасностей. После окончания истории про Бонго сверчок становится свидетелем того, как известный кукольник-чревовещатель Эдгар Бергер рассказывает маленькой девочке и кукольным гостям сказку «Джек и бобовый росток». Только вместо Джека в его варианте действуют Микки Маус, Дональд Дак и Гуффи.
Стоит ли смотреть сейчас? Обе составляющие фильма «Весёлые и беззаботные» - и «Бонго», и «Микки и бобовый росток» - выходили впоследствии отдельными мультфильмами. Поэтому, если вы их смотрели, то ничего особо нового в «Весёлых и беззаботных» вы не увидите – заставки со сверчком и чревовещателем не настолько шедевральны, чтобы смотреть фильм только ради них.
«Время мелодий» / Melody Times (1948)
Ещё один сборник коротких историй и музыкальных анимационных роликов. Такие сборники студия Диснея выпускала, когда набиралось достаточное количество идей и начатых проектов, которые по хронометражу были слишком малы, чтобы делать из них полный метр, но слишком объёмны или слишком «немассовы», чтобы пускать их в «одиночное плаванье». И в сборник, обычно, помещались 2-3 развёрнутых сюжета, перемежающихся либо каким-то объединяющим сюжетом (как в «Весёлых и беззаботных»), либо – как в данном случае - музыкальными рисованными вставками лирического или комедийного характера.
«Время мелодий» содержит целых 4 развёрнутых сюжета. В одном маленьким зрителям рассказывается о реальном историческом персонаже, Джонни Чапмане по прозвищу Яблочное Семечко. Он прославился тем, что засадил яблонями несколько штатов, в которых ничего подобного раньше не росло. Герой другого – малюсенький катерок-буксир, который пытается помогать взрослым буксирам, но только портит всё дело. В третьем показано, как две влюблённые пары – люди и зайчики – приходят покататься на коньках по поверхности замёрзшего пруда, ссорятся и оказываются в большой опасности, когда лёд под ними трескается. Наконец, герой четвёртого – эдакий американский Маугли. Его теряют в младенчестве пионеры Дикого Запада и мальчика выхаживает семья койотов. Со временем он находит себе конягу и вырастает крутым наездником.
Стоит ли смотреть сейчас? Если вы положительно относитесь к мультикам, в которых анимация иллюстрирует музыкальную основу, то да. Помимо прочего, вы услышите джазовую вариацию «Полёта шмеля» Римского-Корсакова и увидите, каких высот достигла техника совмещения рисованных персонажей и живых актёров, ещё двумя годами ранее очень несовершенная.
«Приключения Ичабода и мистера Тода» / The Adventures of Ichabod and Mr. Toad (1949)
Уолт Дисней давно присматривался к знаменитейшей книге Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Желание перенести похождения непоседливого мистера Жаба и его друзей в анимационную форму возникло у него ещё в 1938-м году, то есть вскоре после того, «Белоснежка и семь гномов» доказала художественную и финансовую состоятельность полнометражной мультипликации. К осуществлению идеи приступили до войны, которая и помешала довести дело до конца.
Когда по окончании боевых действий в Европе на студию Диснея начали возвращаться аниматоры, раскадровщики, заливщики и прочие профессионалы, ни бюджетов, ни моральных сил развить уже созданные сцены до полноценного метра не хватило. Дисней принял решение сделать из истории об увлечении мистера Жаба автомобилями среднеметражку на полчаса, приплюсовать к ней такую же недоразвитую экранизацию «Легенды о Сонной лощине» Вашингтона Ирвинга и выпустить единым фильмом (при том, что сюжеты двух составляющих вообще никак не связаны).
Стоит ли смотреть сейчас? Определённо – да! Если не «Приключения Ичабода и мистера Тода», то хотя бы отдельные его половинки, которые сейчас можно найти в интернете в качестве самостоятельных мультиков. В них вообще не чувствуется никакой «недоделанности».
«Коты – аристократы» / Aristocats (1970)
Сильно сомневался, стоит ли включать в данный список «Котов-аристократов». В конце концов, фильм в своё время собрал неплохую кассу, его время от времени показывают по телевидению, так что, совсем уж неизвестным его не назовёшь. Вместе с тем, вышел он через несколько лет после кончины Уолта Диснея и, казалось бы, уже не имеет к нему отношение. На самом-то деле – имеет! Великий аниматор и автором идеи был, и стилистику «Котов-аристократов» утверждал, и сценарий принимал. То есть, и на их производство повлиял немногим меньше, чем на любой полнометражный мультфильм студии до того.
Сюжет у «Котов-аристократов» совсем простенький. Богатая знатная француженка составляет завещание, согласно которому вся её движимость и недвижимость должна будет перейти… её любимым кошкам- грациозной Герцогине и её трём симпатичным деткам. Узнав об этом, слуга эксцентричной богачки решается избавиться от мяукающих «наследничков», ведь тогда прямым наследником станет он сам. Так избалованная кошечка и три её котёнка оказываются где-то за пределами Парижа, и теперь им предстоит найти путь домой.
Стоит ли смотреть сейчас? Обязательно! «Коты-аристократы» - один из лучших полнометражных мультфильмов, когда-либо выпускаемых под лейблом студии «Дисней». В нём полно обаятельных персонажей, и даже удивительно, что до сих пор кадрики из фильма не разошлись на «мемасики».