Первой арматурой была запорная арматура в виде пробки. Такая пробка была найдена в Древнем Египте. Датой создания находки считается 2500 год до н.э. Есть документальные факты, что в 18-ом веке до н.э жители Вавилона на основе разработок египтян смогли создать сеть для доставки воды в поля. Упоминания об этом содержатся в законах на столбе царя Хаммурапи. Они подтверждают наличие методов управления водой, что было возможно с использованием запорной арматуры. Подобная технология в дальнейшем использовалась вместе с первыми насосами в висячих садах.
Первые образцы запорной арматуры были созданы 1670-1690гг для удержания и регулировки давления в паровых двигателях. Постепенно увеличивалась важность конструкции, как отдельной технической конструкции. Именно этот этап началом становления в истории запорной арматуры.
Усовершенствование технологии связано с возникновением промышленной трубопроводной арматуры в начале 19-ого века. Тогда возникла необходимость конструкции дополнительных устройств, чтобы эффективно перекрывать напор горячего пара в трубах.
Конструкция усложнялась по мере того, как возникали и развивались отрасли с большими потоками веществ, которые необходимо было транспортировать и обслуживать. Дальнейшее становление нефтяной и газовой промышленности требовало контроль постоянного уровня давления и температуры веществ. Это было невозможно без усовершенствования запорной арматуры.
С созданием в 1960 гг. первого в мире нефтепровода, который имел диаметр 6 см, длину - 9 км, началось связано производство запорные клапанов, задвижек, обратных клапанов. А уже в начале 20-ого века стали появляться краны, которые можно было поворачивать на 90°.
Также начали разрабатываться особые вибростойкие образцы устройств для военных нужд. Разработка программ энергетической сферы потребовала внедрение новых образцов: активизировались опытно-конструкторские работы.
С началом расширения топливно-энергетического комплекса появлялись новые виды устройств. Они выполняли запорную, регулирующую и предохранительную функцию. Были разработаны регулирующая и предохранительная запорная арматуры для магистральных нефтепроводов по всему СССР. Дальнейшая модификация сопровождалась производством конусных кранов для трубопроводов диаметрами до 70см, шаровыми кранами диаметром 100см при давлении до 64 атмосфер.
Более сложные образцы появлялись в основном за счет создания новых сплавов, которые увеличивали полезные свойства арматуры. Известные материалы дополнялись бронзовыми, чугунными и углеродистыми сплавами. Впоследствии уже использовались титановые образцы, которые не ржавели. Вторая половина 20-ого века ознаменовалась внедрением новых тефлоновых сплавов. Они за счет своих свойств были уникальным, обеспечивали лучшую герметичность. Разработка тефлонов стала основой для внедрения шаровых кранов и поворотных затворов. При дистанционном контроле систем магистральных нефтепроводов потребовалось дополнить их электрическими и пневматическими приводами.
Результатом стало значительное расширение перечня составляющих запорной арматуры и начало массового выпуска в заводах страны. На сегодня бесперебойную работу нефтепроводов на территории страны и за ее пределами обеспечивает современная запорная арматура, где давление доходит до нескольких сотен атмосфер. А стоимость составляющих доходит до 15 процентов от всего объема капиталовложений на инфраструктуру.