Всем Доброго Аудиофильского!
Помните эту историю? Когда в СССР на одном заводе по 20 лет производили одну и ту же модель автомобиля например?
Это на самом деле очень важный вклад в научно-технический прогресс.
Ведь это отработка сопромата. Отработка качества очистки металлов, качества контроля за операторами сборочных процессов. За специалистами ключа и молотка.
Ведь в таких условиях можно одну партию делать с одними допусками, другую с другими. А потом пользователь поедет в сервис по гарантии.
Да и позже в ремонт понесет. Да и Кулибины в мастерских будут свои решения по прогрессу делать.
Это ж будет прогресс технологий, который не спит. Ведь иной автомеханик может и среди ночи чего придумать. И тут же утром внедрить. А потом молва людская пойдет, что надежный ремонт чувачок делает.
А потом шпион придет и чувачку прозрачной нальет. А тот свою технологию "литья" расскажет.
Вот так и делали на Руси мужички прогресс науки и техники!
И надо сказать, что вклад в Мировой Прогресс от этого не слабый!!! Все таки важные силовые моменты конструкций и крупнотиражных производств отработаны.
Но кроме автомобилей такие же дела случались и с... магнитофонами.
Примером тому Электроника 302.
В различных модификациях, которых было 5 штучек, 302, 302-1, 302-2, 302-2М, и 302-3 эта штука продержалась на конвеере без малого 26 лет. С 1974го по 1990й.
Модификации внедрялись в 1974, в 1984, в 1988, в 1989 и 1990м годах.
Честно говоря на 302-3, что последняя, я не смог найти в интернете ни фоток ни схемы.
Да и на 302-2 тоже особых подробностей не нашел.
Но вот остальные 3 версии разобрать стоит. Тем более, что реально версий-то побольше будет.
В общем поехали.
1. Электроника 302
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
Изначально она выпускалась с движковыми регуляторами громкости и тембра, совмещенного с уровнем записи.
Несколько позже ползунковые регуляторы были признаны уж очень пыле-неустойчивыми для переносной техники.
А у радиоприемников семейства Ленинград их защищали весьма сложными методами.
Хотя в Японии графических эквалайзеров понаделали в эти же годы на переносной технике.
Но в СССР была своя рентабельность. Макроэкономическая. Не выгодны движковые регуляторы на переносной технике в масштабах развития всей страны. Слишком большая нагрузка на службы ремонта. Да и деньги гражданин СССР найдет на что потратить. Нечего их в мастерские отдавать. Там и без движков работы хватает.
Обзор схемы и звучания магнитофонов будет несколько позже в этой же статье.
2. Электроника 302-1
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
Здесь у нас и дизайн обрел некоторую солидность. И сложность пресс-форм некоторых повыше стала.
Добавился и отключаемый АРУЗ и дополнительный индикатор заряда батареек.
Схема тоже осовременилась. Но об этом несколько ниже.
3. Электроника 302-2М
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kp/elektronika302.html
Дизайн подвергся некоторым упрощениям.
Исчезла железная оканктовка крышки кассетника.
А под финал так и вовсе клавиши и ручки регуляторов пластмассовыми стали.
Схема тоже видоизменилась.
***
А вот теперь про схемы.
У первой версии схема это сплошной германий.
И на входе малошумящий германиевый транзистор.
И дальше германий.
А цепи коррекции АЧХ это и конденсаторы и индуктивности.
В те годы еще было несколько дешевле индуктивность намотать, нежели конденсатор делать.
Это сейчас в эпоху СМД монтажа, конденсатор размером со спичечную головку, это на самом деле электролит с литий-полимерными электродами и емкостью как 2 бочки из усилка 70х.
А вот провода с тех пор индуктивнее не стали.
Хоть и вошла в моду Аудиофильская бескислородная медь, а что-то у нее наоборот. Индуктивность еще меньше стала на километр пути.
Как-то у нас проводники не в ту сторону разрабатывали. И емкость у них ниже, и паразитная индуктивность ни о чем.
Пойти из таких фильтр сделай. А вот в 70х было все наоборот. Конденсаторы были размером с КАМАЗ. А вот индуктивность это вон та маленькая штучка.
Усилитель же мощности в первой ревизии был двухтатник и тоже на германии. Ну вернее как. Там в цепи термостабилизации кт315 значится.
Хотя стабилизатор питания усилителя воспроизведения на германии. Вот парадокс-то.
У 315х видимо как у керосина - есть способность самостоятельно проникать в самые труднодоступные щели. Вот он и сюда пролез.
У меня подозрение, что это именно сама стубастанция транзистора себя так ведет. Инженеры тут не при чем. Это сами детали. У меня их нынче тоже 25 штук новых не паянных лежит. Приехали по осени. Сам заказал! Хотя... Там в заказе вообще-то цифровые аудио-процессоры были. Но приехало еще и 25 штук кт315.
Видимо тоже сами проникли.
***
Во второй ревизии схема уже куда как круче.
Здесь уже 3102 аж 4 штуки в начале сигнала.
Цепи коррекции АЧХ так же конденсаторы и индуктивности.
Тут нужно сказать, что индуктивность это весьма вредная штука для импульсной природы звука.
Она себя ведет далеко не самым хорошим образом. У нее и проблемы со стеканием заряда в высокомную цепь, и не любит она резкого пропадания сигнала. Норовит в ответку сигнал на удвоенной амлитуде выдать.
Это придает некоторых послезвучий звуку. И в общем-то если грамотно это все учесть и расчитать - будет весьма Аудиофильский звук.
Но вот сделали ли это в столь массвом магнитофоне? Об этом позже.
Усилитель мощности для раскачки динамика здесь на микросхеме.
***
Третья ревизия подверглась одновременно и упрощению и улучшению, и некоторой дури.
3102 теперь всего 2 штучки. Причем именно в их работу теперь вмешиваются цепи АРУЗ.
Далее сигнал с них поступает на 2х канальный операционный усилитель.
Микросхема одна. А каналов 2. Второй канал - это усилитель сигнала для индикатора уровня сигнала.
Вот там где раньше один транзистор стоял и справлялся с задачей, надо было целую микруху влепить. Как будто одноканальных ОУ в СССР не было.
Ан нет. Стоит. Стрелочкой дрыгает!
Мощник тот же, что во второй ревизии. Тоже на микросхеме.
При этом цепи коррекции АЧХ стали чисто на конденсаторах. Индуктивности выселили.
***
А теперь самое важное. Как это все звучит?
Тут надо сказать, что частотный диапазон у магнитофона не менялся. Как был 63 - 10 кГц так и остался.
И это по линейному выходу.
Динамик по басам от 100 Гц. А по частотам эта модель динамика до 12 500 может. Но увы. Остальная конструкция потенциал динамика не раскрывает.
Тут еще нужно сказать, что детонация 0.3 процента у всех моделей.
Это вообще-то много. Это уже слышно должно быть.
***
Первая ревизия.
На звук здесь типичная Ямаха среднего ценового диапазона. Или Одиссей 001 - 002.
Здесь мягкий воздушный низ. Здесь воздушная упругая середина, здесь не плохой такой верх. Вполне даже детальный.
В целом и поаудиофильствовать можно.
Выраженных послезвучий не слышу. Но и детонацию тоже не слышу.
***
Вторая ревизия.
Воздушности стало заметно меньше. Но звук в целом детальнее и бодрее.
Да и послезвучия полезли. Звук прям пульсирует. Причем выраженно. Что весьма приятно.
А вот детонации не слышно.
***
Третья ревизия.
А вот тут получите распишитесь. Послезвучий нет. Но вот детонацияяяяяяя....
Теплоты и воздушности тоже нет. А вот детонацияяяяяяяя...
А я ведь писал, что схему улучшили?
Ну и в каком месте??? Вот я сейчас перед зеркалом стою, и сам себе. "Чувак ты вообще в электронике разбираешься? Как ты так облажался с постановкой диагноза о качестве звука, а??? Ты же вроде в Аудиофильских решениях шаришь. Ты как так умудрился прозевать детонацию тракта, и назвать схему на микросхемах лучшей нежели, схема с маскировкой косяков механики??? Ты дубина что ли??? Как ты так???"
Ну вот как-то так.
Вот вроде знаю что к чему, а вот накосячил с первоначальной постановкой диагноза.
Как по мне так лучший звук у второй ревизии. Но и первая очень даже не дурна.
А вот третья - при всей правильности схемы, с позиций высокого качества тракта, напрочь не соответствует поставленным техническим задачам. Качество финального результата с ней значительно хуже. Эту схему можно ставить к кинематикам с детонацией не выше 0.2%. А то и 0.15%. А вот на 0.3% - здесь свои правила конструирования и разработки схемотехники.
Вот такие дела Аудиофильские дела!
Спасибо, что дочитали!