Транскавзская магистраль (или попросту "Транскам") - самая лавиноопасная дорога России. Каждый год на Транскам сходит более 200 лавин - как небольших, так и поистине разрушительных, которые могут перекрыть движение по трассе сразу на несколько дней. Вот и сегодня, 28 января, на Транскам вновь сошла лавина, которая перекрыла движение по трассе.
Как же дорожники Северной Осетии борются с природой на этой дороге?
В последний раз я ездил по Транскаму в октябре этого года. Магистраль является единственной связью между Северной и Южной Осетией, других вариантов попасть в признанную Россией крохотную республику и населённые пункты в горных районах просто нет.
Лавины сходят на трассу регулярно: к сожалению, свежей точной статистики я не нашёл, но, например, в 2008 году на Транскам сошла 251 лавина. Из них 114 штук ради безопасности были спущены на дорогу принудительно.
Как происходит принудительный спуск лавин? Для таких целей вдоль всей трассы стоят старые добрые "зенитки" КС-19. Это орудия 100-миллиметрового калибра, выпускавшиеся с 1947 по 1957 год. Абсолютная простая и надёжная установка. С вооружения, само собой, подобные пушки давным давно сняли, но вот в противолавинных службах они вполне успешно работают.
После сильного снегопада к пушкам приезжают сотрудники противолавинных служб, отогревают механизмы, наводятся на опасные участки и бабах! Обычно 3-5 выстрелов хватает, чтобы лавина сошла.
Увы, случаются и непредвиденные сходы - в таких случаях трассу могут перекрывать на продолжительное время, в 2019 году Транскам закрывали на 5 дней и в Южной Осетии возник небольшой дефицит продуктов.
Летом на Транскаме тоже бывает опасно. И опять виной всему природа - поскольку трасса проходит на территории десяти ущелий, то здесь частенько бывают камнепады и сели.
Для того, чтобы минимизировать последствия - на склоны гор натягивают специальные сетки - камнеуловители.
Транскам постепенно модернизируется - строят новые тоннели и противолавинные галереи, обновляют старые. По плану, чтобы практически полностью защитить магистраль от природных катаклизмов нужно построить ещё 4 тоннеля и аж 68 противолавинных галерей длиной в 6 километров. В общем, работы ещё на десятилетия вперёд.
Ну а пока Транскам всё так же чертовски красив и чертовски опасен.