Найти тему

Как на самой лавиноопасной дороге России борются со стихией? Сегодня Транскам вновь закрыли из-за схода лавины

Транскавзская магистраль (или попросту "Транскам") - самая лавиноопасная дорога России. Каждый год на Транскам сходит более 200 лавин - как небольших, так и поистине разрушительных, которые могут перекрыть движение по трассе сразу на несколько дней. Вот и сегодня, 28 января, на Транскам вновь сошла лавина, которая перекрыла движение по трассе.

Как же дорожники Северной Осетии борются с природой на этой дороге?

Транскавказская магистраль
Транскавказская магистраль

В последний раз я ездил по Транскаму в октябре этого года. Магистраль является единственной связью между Северной и Южной Осетией, других вариантов попасть в признанную Россией крохотную республику и населённые пункты в горных районах просто нет.

монумент Уастырджи на Транскаме
монумент Уастырджи на Транскаме

Лавины сходят на трассу регулярно: к сожалению, свежей точной статистики я не нашёл, но, например, в 2008 году на Транскам сошла 251 лавина. Из них 114 штук ради безопасности были спущены на дорогу принудительно.

вот так может выглядеть "Транскам" зимой. Фото - ФКУ УПРДОР "Кавказ"
вот так может выглядеть "Транскам" зимой. Фото - ФКУ УПРДОР "Кавказ"

Как происходит принудительный спуск лавин? Для таких целей вдоль всей трассы стоят старые добрые "зенитки" КС-19. Это орудия 100-миллиметрового калибра, выпускавшиеся с 1947 по 1957 год. Абсолютная простая и надёжная установка. С вооружения, само собой, подобные пушки давным давно сняли, но вот в противолавинных службах они вполне успешно работают.

-4

После сильного снегопада к пушкам приезжают сотрудники противолавинных служб, отогревают механизмы, наводятся на опасные участки и бабах! Обычно 3-5 выстрелов хватает, чтобы лавина сошла.

-5

Увы, случаются и непредвиденные сходы - в таких случаях трассу могут перекрывать на продолжительное время, в 2019 году Транскам закрывали на 5 дней и в Южной Осетии возник небольшой дефицит продуктов.

участок на Транскаме после схода селя
участок на Транскаме после схода селя

Летом на Транскаме тоже бывает опасно. И опять виной всему природа - поскольку трасса проходит на территории десяти ущелий, то здесь частенько бывают камнепады и сели.

-7

Для того, чтобы минимизировать последствия - на склоны гор натягивают специальные сетки - камнеуловители.

-8

Транскам постепенно модернизируется - строят новые тоннели и противолавинные галереи, обновляют старые. По плану, чтобы практически полностью защитить магистраль от природных катаклизмов нужно построить ещё 4 тоннеля и аж 68 противолавинных галерей длиной в 6 километров. В общем, работы ещё на десятилетия вперёд.

-9

Ну а пока Транскам всё так же чертовски красив и чертовски опасен.