===
70 лет назад – в 1952 году, на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) началось серийное производство лёгкого гусеничного тягача для Советской Армии.
А до этого – в 1948 году, на ХТЗ было создано специальное конструкторское бюро (в дальнейшем – ГСКБ), которое разработало принципиально новую конструктивную концепцию артиллерийского тягача, получившего заводской индекс «Изделие №5».
===
АТ-Л – артиллерийский тягач лёгкий (так стала называться эта машина после запуска в серийное производство) отличался от ранее выпускавшихся тягачей системой механизма передач и поворота: он стал многорадиусным с двойным подводом.
Кроме того, тягач имел раму коробчатого типа (с днищем и бортами), что позволило существенно снизить массу машины, увеличить герметичность и улучшить проходимость.
===
Ходовая часть АТ-Л состояла из передних ведущих колёс, шести опорных катков и трех поддерживающих роликов на каждый борт, с гусеницами шириной 300 мм (удельное давление на грунт – 0,35 кг/кв. см).
В дальнейшем, после модернизации, установили пять опорных катков большего размера и отказались от поддерживающих катков. Подвеска – независимая торсионная.
===
На АТ-Л установили дизельный двухтактный четырёхцилиндровый двигатель ЯАЗ-М204 объёмом 4,7 литра и мощностью 110 лошадиных сил, который был развернут маховиком вперед и соединен с трансмиссией в едином блоке.
После модернизации в 1955 году на АТ-Л стали устанавливать форсированный дизель ЯАЗ-М204К мощностью 140 лошадиных сил при 2000 об/мин и максимальным крутящим моментом 510 Нм при 1400 – 1700 об/мин.
Кроме того, увеличили общую ёмкость четырёх топливных баков до 500 литров.
---
===
Перед двигателем установлена главная передача: механическая коробка передач и два планетарно-фрикционных механизма передач и поворота, смонтированные в одном алюминиевом картере.
Коробка передач обеспечивает пять передач переднего хода и одну – заднего.
---
Кроме того, планетарные механизмы поворота позволяют дополнительно получить четыре замедленные передачи переднего хода и одну ускоренную передачу заднего хода.
===
Отметим, что благодаря принципиально новой трансмиссии, тягач мог разворачиваться на месте – путём вращения гусениц в разные стороны.
АТ-Л имел сравнительно небольшие размеры: длина – 5,3 метра, ширина – 2,2 метра, высота – 2,3 метра, и снаряженную массу 6,3 тонны.
---
Максимальная скорость гусеничного тягача АТ-Л составляла 42 км/ч. По бездорожью средняя скорость движения с полной нагрузкой и прицепом весом 6 тонн составляла 25 км/ч.
===
За двигателем была установлена расширенная кабина типа ЗиС-160 с командирским люком, а под полом грузового кузова – реверсивная механическая лебедка с тяговым усилием 6,5 тонн. Кузов с тентом имел грузоподъемность 2 тонны и вмещал восемь человек.
Управление механизмами поворота осуществлялось двумя рычагами, главным фрикционом – педалью, а управление тормозами – теми же рычагами и педалью.
===
Гусеничный тягач АТ-Л предназначался для буксировки артиллерийских орудий весом до 6 тонн, а также для установки специального военного оборудования.
В заключение отметим, что производство тягачей АТ-Л продолжалось до 1967 года, при этом большое количество этих машин было отправлено в народное хозяйство - в районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
===
Рекомендуем почитать: Военный трактор МТЗ «Беларус»: новая техника для вооруженных сил производства белорусского завода
----